22:10
Пророк Илия

Пророк Илия

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом. Из церкви Илии Пророка села Выбуты близ Пскова. Конец XIII — начало XIV вв. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПамять святого славного пророка Илии Фезвитянина совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.

Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403 г.), когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава (ум. 852 до н. э.), когда его жена финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17-20 и 4 Цар. 1-3).

Когда нечестие Ахава достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были казнены пророком (3 Цар. 18:40). Это еще более разгневало Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Божию, пророк Илия скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину Господь есть Бог Един, и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыни.

В это время пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

По преданию, пророк Илия был взят на Небо живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). В книге Премудрости Исуса, сына Сирахова, событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив ее ему уже с огненной колесницы (4 Цар. 2:11-13).

В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлет пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Здесь идет речь о Втором Пришествии. Перед Вторым Пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лже-Мессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу.

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предотечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Исуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Исус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Во время Преображения Господня пророк Илия явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Исусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников, предстоящих перед Богом, и должен явиться пред Вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовет пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Чудеса святого пророка Илии

По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1), из-за чего случился голод. По слову Бога, пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16). Пророк Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22). Пророк Илия низвел огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38). По молитве пророка Бог дал дождь на землю после трехлетнего «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14). Пророк Илия низводил огонь с небес, как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12). Пророк Илия разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8). Пророк Илия был вознесен живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.

День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.

Тропарь, глас 4

Плотьскии ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати, тем же чтущим его точит цельбы.

Кондак, глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

Святой пророк Илия. Иконы

Изображения пророка Илии были так же широко распространены, как и образы святителя Николы Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркую образную характеристику пророка:

Представим... Илию, пророка, земного ангела и небесного человека, ходившего по земле и управлявшего небесной колесницей, бывшим ростом в три локтя и достигавшего до великой высоты, поднявшегося до самых сводов небесных, повелителя вод, которого язык был хранилищем вод и ключом небес (Иоанн Златоуст, свт. Слово об ап. Петре и прор. Илии // Творения. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 776).

В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка Илии, но отдельные сцены из его Жития. При почитании Илия наделялся разными функциями. Для иноков его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В императорской среде его чтили как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонянин ежегодно в день памяти Илии посещал богослужение в Новой церкви Большого императорского дворца, где хранились милоть и пояс Илии. В народном восприятии Илия был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

Известны изображения пророка Илии в иудейской синагоге в Дура-Европос (249-250 гг.). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдия, приведшего Илию к Ахаву. В сцене воскрешения сына сарептской вдовы Илия возлежит на ложе, на руках у него младенец, которого он протягивает к руке Господа, изображенной вверху, слева — предваряющее действие — вдова в черных одеждах подает Илии тело мертвого сына, справа — вдова в светлых праздничных одеждах держит на руках веселящегося младенца.

Самое раннее изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370 ш.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549 г.) в сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит епископ Аполлинарий, по сторонам которого — 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) представлены в облаках. Илия — старец с длинными, седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу.

Самое раннее известное иконное изображение Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука — в пророческом жесте, в опущенной левой — развернутый свиток.

Пророк Илия. Икона. VII в. Монастырь великомученицы Екатерины на СинаеПророк Илия. Икона. VII в. Монастырь великомученицы Екатерины на Синае

В византийском искусстве сохранились редкие примеры единоличных изображений Илии. Одной из ранних является большого размера икона (1180-1200 гг., Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Исуса Христа (кон. X — нач. XI в., Национальная библиотека св. Марка, Венеция) Илия представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей.

В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития Илии. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной церкви Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение пророка Илии».

Пророк Илия. Фрагмент фрески церкви Сорока мучеников в Тырнове. Ок. 1230 г. Региональный исторический музей, Велико ТырновоПророк Илия. Фрагмент фрески церкви Сорока мучеников в Тырнове. Ок. 1230 г. Региональный исторический музей, Велико Тырново

Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он сподобился видеть Бога, привело к широкому распространению его изображений в составе разных икон, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.

Пророк Илия. Вторая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, ЕгипетПророк Илия. Вторая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Богоматерь с Младенцем с пророками Моисеем и Илией и святителем Григорием Богословом. Ок. 1250-х гг. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Возможно, что справа изображен не святитель Григорий Богослов, а святитель Никола ЧудотворецБогоматерь с Младенцем с пророками Моисеем и Илией и святителем Григорием Богословом. Ок. 1250-х гг. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Возможно, что справа изображен не святитель Григорий Богослов, а святитель Никола Чудотворец

Наибольшее распространение в монументальном искусстве и в иконописи получили сюжеты «Пророк Илия в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».

Илия Пророк, питаемый вороном. 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. Фреска в аркосолии алтарной апсидыИлия Пророк, питаемый вороном. 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. Фреска в аркосолии алтарной апсиды

Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII в. Один из ранних дошедших циклов расположен на северной стене юго-восточного компартимента храма в Ахтале (1205-1216 гг.) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил», «Пророк Илия в пустыне», «Вознесение пророка Илии».

  • христианский храм, возведенный в Киеве, был освящен во имя пророка Илии. Вместе с традиционным корпусом Житий Илии и Похвальных слов на Руси рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских индексах, начиная с Изборника князя Святослава 1073 г., встречается указание на апокриф «Ильино обавление» (Хождение Агапия в рай), где проводником старца Агапия по райскому саду был Илия. В «Слове и видении апостола Павла» («Хождение апостола Павла по мукам») речь идет о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти сочинения, несмотря на внесение их в разряд запрещенных книг, в разное время были востребованы и стали источником новых иконографий пророка Илии.

Пророк Илия. Из пророческого чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 г. Собор Святой Софии, НовгородПророк Илия. Из пророческого чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород

Илия Пророк. Первая половина — середина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, ПетрозаводскИлия Пророк. Первая половина — середина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Илия Пророк. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Государственная Третьяковская галерея, МоскваИлия Пророк. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пророк Илия. Новгород. XV в. Происходит из села Воробьево близ Машозера Прионежского района Республики КарелияПророк Илия. Новгород. XV в. Происходит из села Воробьево близ Машозера Прионежского района Республики Карелия

2Илия Пророк. Из деревни Кефтеницы в Карелии. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пророки Илия и Елисей. Из пророческого чина. Последняя треть XVI в. Ярославский художественный музей, ЯрославльПророки Илия и Елисей. Из пророческого чина. Последняя треть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особенности. Сопоставление Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических изводах, характерно для древнерусской культуры и несвойственно для Византии. Одной из причин сочетания образов Илии и архангела Михаила послужило то, что оба имеют власть над огненной и водной стихиями, а также почитаются как заступники за человеческий род на Страшном Суде. Ранний пример изображений Илии сохранился в Кондакаре Типографского устава (кон. XI — нач. XII в., ГТГ).

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи святой Софии Киевской, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе.

Огненное восхождение Илии Пророка. XIV в. Государственный исторический музей, МоскваОгненное восхождение Илии Пророка. XIV в. Государственный исторический музей, Москва

Многоплановость иконографии «Пророк Илия в пустыне», содержащей евхаристическую тему и выражающей идеал монашеской жизни, в русском искусстве была дополнена мотивами покорности Божией воле, углубленной молитвы и одновременно дерзновенного и ревностного общения с Богом. Немногочисленные памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой он подпирает голову, в правой — свиток.

Илия Пророк в пустыне. Новгород. Первая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, ПетрозаводскИлия Пророк в пустыне. Новгород. Первая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Илия Пророк в пустыне. Ярославль. Конец XV в. Ярославский художественный музей, ЯрославльИлия Пророк в пустыне. Ярославль. Конец XV в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Илия Пророк в пустыне. Первая треть — вторая четверть XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, МоскваИлия Пророк в пустыне. Первая треть — вторая четверть XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва

Илия Пророк в пустыне. XVI в. Происходит из церкви в селе Волосово близ Каргополя Плесецкого района Архангельской области. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИлия Пророк в пустыне. XVI в. Происходит из церкви в селе Волосово близ Каргополя Плесецкого района Архангельской области. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илия Пророк в пустыне. Великий Устюг (?). XVI в. Государственный музей палехского искусства, ПалехИлия Пророк в пустыне. Великий Устюг (?). XVI в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Илия Пророк в пустыне. Ок. 1530 г. Происходит из церкви Илии Пророка Цыпинского погоста, расположенного близ Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, КирилловИлия Пророк в пустыне. Ок. 1530 г. Происходит из церкви Илии Пророка Цыпинского погоста, расположенного близ Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Илия Пророк в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваИлия Пророк в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Очевидно, еще в домонгольской Руси прослеживались параллели между Илией, в огненном столпе взятом на небо, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», которые объединяет тема божественного огня, преображающего, но не опаляющего.

В XVI веке иконография «Огненное восхождение» стала насыщаться изображением предшествующих событий из Жития Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI в. присутствуют два сюжета: «Ангел побуждает Илию» и «Переход через Иордан посуху». В результате иконография, в которой сочетается несколько композиций без распределения их по клеймам, получила большое распространение и оформилась в особого вида житийные иконы. Этот феномен присущ только иконографии Илии. Специального названия эти «комплексные» композиции не получили и именуются, как правило, по сюжету, выделенному масштабом.

Огненное восхождение пророка Илии. Новгород. Вторая четверть XVI в. (1530-е годы) Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного, МоскваОгненное восхождение пророка Илии. Новгород. Вторая четверть XVI в. (1530-е годы) Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного, Москва

 

Просмотров: 863 | Добавил: Alexbrod | Теги: Пророк Илия