Архимандрит Фаддей Витовницкий. Духовные поучения

О богоугодной семье


   Богоугодная семья должна быть полна любви, благородства, кротости, смирения, благочестия и молитвы.
   Утром, когда все поднимаются, никто не выходит из дома без молитвы. Вечером все благодарят Бога за чудесный день. Члены семьи должны   слушать друг друга, должны почитать старших, должны постится, как во время постов, так и в среду и в пятницу, не должны бездельничать должны трудится, чтобы быть примером для других, должны совершать добрые дела, – одним словом, должны быть трудолюбивы, как пчелы, мудры, как змеи и простодушны, как голуби. Каждое воскресение хотя бы кто-нибудь из семьи должен быть на службе в церкви. Если не могут все, то хотя бы один, чтобы принести из церкви благословение для всей семьи. Необходимо постоянно трудиться и работать над исправлением своей жизни. И если возможно, накормить голодного, напоить жаждущего и быть со всеми кто к тебе обращается в хороших отношениях. Отец говорил: «Если это исполняется во имя Господа, муж становится святителем, жена – святительницей, а дети -ангелами».

 

О Боге


   Он, Господь наш, безграничен в любви, несказанно. Мы должны приступать к Нему искренне и быть с Ним постоянно, потому что Он постоянно с нами.
   Бог наш, Иисус Христос, – совершенный Бог и совершенный человек. Как совершенный Бог он охватывает все своей любовью. И как совершенный человек он мил всякой души, которая к нему приступает. Нам все время кажется, что эта любовь Божия далека от нас, что Бог очень далек от нас. На самом деле, это мы удаляемся от Бога. Он не может отлучиться от нас, потому что он жизнь, он весь – любовь. И если бы у нас была такая же любовь к нему, мы бы приходили к нему как к своему самому искреннему другу. Но мы приходим к нему совсем не так, а как-то отстраненно, как-то официально – и когда молимся, и когда стараемся сделать что-то доброе, как будто исполняем служебные обязанности. А он ждет от нас естественных простых поступков. Он показал это нам, когда жил среди нас, -простодушно, смиренно, кротко. Какими нас Господь сотворил, такими мы и должны приходить к нему. Приходить добродушно, как дети.
   Ему, Господу, приятны все наши добрые дела. Милостыня и все что делаем ради нашего спасения, ради блага ближнего и святой Церкви, все это приятно и угодно Богу. Но самое дорогое и самое приятное для Бога -любовь, простодушная, незлобивая, детская, которая так и льнет к Его Сердцу. Это наиугоднейшее из всего того, что он от нас ожидает. И на это способна всякая душа... И богатый, и нищий, и старый, и молодой...
   Отец все время обращался к этой теме и говорил нам о том, как приблизиться к своему Родителю всем сердцем, всем своим существом, как стать любимыми, подобно ангелам и святым.
   В нас много грязи и нечистоты, но Он не обращает внимания на это. Когда мы приходим к нему по зову сердца, он сразу принимает нас. Когда в
   чем-то погрешим перед родителем, и тут же в сердечном раскаянии вернемся к нему, он нам все прощает, как будто ничего и не было.
   Поскольку у нас нет своих собственных сил, мы должны приступить к нему, как незлобивые и простодушные дети. И от всего сердца будем просить Его, что бы он научил нас быль добрыми и любить Его так, как любит Матерь Божья, ангелы и святые. Он – движение нашей жизни. Он желает, что бы мы Его понимали и воспринимали. Вся Его жизнь на земле была естественной, понятной и доступной человеку. Он говорил нам, что Бог -это любовь. Он объяснял нам, что Бог как возлюбил мир, что отдал Сына своего Единородного за спасение человека. Он отрыл нам тайну, многое открыл нам. Возвысил нас над всем творении. Человеческая природа, возвышенная над всем творением, посвящена в таинство святой и животворящей Троицы.
   Вся природа таинственна – от растений до птиц и человека, потому что во всем присутствует Бог. Он немного приоткрывает завесу тайны, но только тому, кто Его истинно любит, а это прежде всего человек чистого сердца. Бог – непостижимая сила, и человек носит в себе непостижимую силу. Когда две эти силы в согласии, какой это рай, даже здесь на земле, какая радость и какая всеохватная любовь!
   Есть ли кто-нибудь на земном шаре, кто бы мог познать все? Нет. Каждый в своем деле совершенствуется, чего-то добиваясь, и так мы все становимся единым целым. Люди поклоняются философам, разным ученым, постоянно цитируют их слова. Никто не обращает внимания на то, что Бог обещал нашим праотцам послать избавителя мира, который приведет нас в первобытное состояние. Никто не знал, что это будет сам Бог. Потому, что только Тот, Кто нас сотворил, может привести нас в первобытное состояние, а никто другой. И Он пришел, но его не приняли.
   Вот, мы крестились во Христа Господа. Мы христиане по форме, а не так как желает наш Господь. Нет в нас ничего хорошего, только и знаем, что мыслим злое и гневаемся, да уничижаем ближнего своего, нет в этом ничего полезного... Все читали, но не поняли... Кто из философов и ученых мира мог бы сказать о себе: «Я – Путь, Истина и Жизнь». Этого никто не мог сказать. Или кто скажет: «Я – хлеб жизни»? Кто скажет: «Кто верует в Меня, имеет жизнь вечную». Но люди немощны, мало что понимают, мало что осознают. Им ближе все, кроме истины, и прежде всего ложь.
   Тяжело Богу явится нам, когда человек, как разбитое зеркало, в котором духовные заповеди отражаются переменчиво и разрозненно. Всякий получает столько, сколько может отразить то разбитое зеркало, с которым он рождается на свет. Христос пришел на землю, чтобы наше зеркало снова стало целым и целостно отразило в себе Бога. Конечно, многие не могут понять Бога, не могут полностью принять Его в себя. Наше тело, какое оно есть сейчас, неспособно воспринять Свет. Это главная причина того, что святители всю жизнь боролись с искушениями и, победив, их получали просветление и довольно быстро после этого отходили в другой мир. Велика их радость та потому, что они сопереживают и соединяются в любви с остальными близкими душами, которые славят Бога, и при всем этом сохраняют свою личность, но несебялюбиво, а так, как хранят его духовные люди на земле. Ум, воля и сердце, которые у просветленных людей слились воедино, а простом человеке чаще всего происходят многочисленные бедствия его жизни. У великих духовников внешний свет, который иногда указуется благодатью не так ценится, как более глубокий и постоянный внутренний свет, который поднимается из сердца и наполняет всего человека. Этот свет – любовь. Только с любовью человек может приблизиться к Богу, который есть сущая любовь. Человеческое усовершенствование и приближение к Богу бесконечно, поскольку Бог не только непознаваем и непостижим, но и недосягаем. Однако в любви мы ближе всего к Нему и достовернее всего с ним. Соприкосновение его с духом молниеносен, пока у нас нет никакого понятия о духовных иерархиях. А эти иерархии существуют – в Евангелии сказано: «В дому Отца моего обителей многи суть» в соответствие с духовным уровнем, достигнутым здесь, мы получим соответственное положение после смерти и сродство с душами с которыми потом там будем жить. Господь не исполняет всякую нашу молитву, потому что, если бы мы всегда получали то, в чем появилась потребность, кто бы смог убедить нас в том, что есть кто-то мудрее и умнее нас, от кого бы мы могли принять совет. Господь иногда открывает нам в мыслях ответы на разные вопросы и недоумения, а иногда отступает от нас, что бы мы смирились и обратились за помощью к людям.

 

О божественных дарах


   Если говорю человеческим и ангельским языком, а любви не имею -
   я металл звенящий и кимвал бряцающий.
   И если имею дар пророчества и знаю все тайны и все знания, и если имею всю веру, что бы перемещать и горы, а любви не имею -я ничто.
   И если бедным отдам все свое имение, и если предам свое тело на сожжение, а любви не имею -
   не будет мне от этого пользы. (1 Кор.13)
   Любовь, радость и мир – божественные дары, божественные свойства. Они по отдельности могут творить чудеса. Любовь соединяет все воедино. Мир также светится в человеке, дает тишину, радость, снимает тяготы с человеческой души: как придет какая-нибудь радостная душа к несчастному человеку и начинает говорить ему такие благостные, тихие речи и тут же, как будто в его душе развеялось ненастье. Итак, по отдельности любовь, мир и радость творят чудеса, а взятые в единстве могут властвовать над всем. Когда они соединяются и укрепляются в сердце человека, куда бы он ни направил свои мысли, везде будет являться мир, потому что мир струится из его души. Святые отцы говорят, что душа может перемещать горы. Например, могут происходить исцеление. Господь показал, как и сказал, что можем совершить это его божественная сила. Будут такие знамения: будем возлагать руки на болящих, и они исцелятся. Это истинные слова Божии.
   Но мы потеряли благость, которую дал нам Господь, мы запутались в мыслях, как цыпленок в пакле, и никак не можем выпутаться, что бы установился в нашем сердце мир. Мы должны обращать внимание на то, что бы в нашем сердце не могло войти ничего, что может нарушить мир. Святые отцы проложили нам путь и показали, как нужно трудиться с Божией помощью. Господь ждет, чтобы мы разумно с полным пониманием отбросили зло, чтобы мы приняли Его и Его благодать в сердце. По этому нам необходимо обратится к Господу, единственному источнику жизни, чтобы сродниться с ним, потому что мы отреклись от Него. Мы не можем отречься от самых близких людей, но часто ощущаем отчуждение из-за того, что отдалились от истинного нашего Родителя. Отдалились умом – в мыслях.

Категория: СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПИСАНИЕ | Добавил: Solomon (30.06.2017)
Просмотров: 377 | Теги: Старец Фаддей Витовницкий