Архиепископ Уфимский Андрей
(Ухтомский) Незадолго до своего очередного
ареста 17 октября 1928 Владыка Андрей так писал из своей Кзыл-Ординской ссылки: Да,
страшное и ужасное время мы все переживаем, когда ложь и обман царствуют и
торжествуют свою победу на земле. Дыхание антихриста так и чувствуется во всех
углах нашей жизни... А что касается обновленцев и митр.Сергия, то они вполне
поклонились тому зверю, о котором говорит святая книга Откровение Иоанна
Богослова. Прочитайте тринадцатую главу. И обновленцы и митр.Сергий исполняют
только волю и приказания безбожников. И этого вовсе ни от кого не скрывают, а
даже пишут в своих «Декларациях». Поэтому всякий истинный сын Церкви должен
бежать от этих христопродавцев без оглядки; и все истинные чада Церкви должны
основать свои приходские общины, свободные и независимые от
христопродавцев-архиереев. А несомненно, что архиереи, кто подчинился
митр.Сергию — все отреклись от народа церковного и служат безбожникам и только
развращают верующий народ. Поэтому нужно исполнить заповедь из Откровения
Иоанна Богослова: «Выйди от нея народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ея
и не подвергнуться язвам ея» (Ап. 18:4). Нужно, чтобы все священники приходские
— были выборные, а не назначенные. Нужно, чтобы все священники дали подписку
всем приходским советам, что без ведома приходского совета делать ничего не
будут. Нужно, чтобы и епископы были избраны народом за их благочестивую жизнь,
а не пьяницы и христопродавцы, которых назначают обновленцы. Послание братиям от 18 авг. 1928 г. // М.Зеленогорский. Цит. соч.,
с.240-241.
В азиатской ссылке были также
написаны «Письма в защиту Церкви Христовой», «О радостях митрополита Сергия»,
«Письмо к уфимцам», «О епископах и катаскопах». В самом начале статьи «О радостях
митрополита Сергия», написанной в 1928, его рукой был начертан крест, потом
стояла дарственная надпись: «Возлюбленной во Христе духовной дочери Иустинии на
молитвенную память. Грешный епископ Андрей», и затем эпиграф: «Церковь есть
общество чистых совестей, а где есть сознательная бессовестность и ложь, там
нет Святой Церкви...» Статья была написана после того, как
Вл.Андрей прочёл только что вышедшую брошюру под названием «Где правда?», не
только превозносящую митр.Сергия, но и содержащую якобы бесспорно-канонические
доказательства его нынешнего первенствующего положения в Церкви. Прочитав
эту горячую защиту церковного беззакония, автор этих строк не счёл себя вправе
молчать и решил сказать фактическую правду о митр.Сергии, которую перетолковать
нельзя и которая красноречивей всех украшений доказывает великий вред для
Церкви от митр.Сергия и всех его единомышленников и последователей... Вл.Андрей упоминает далее о
двойственной позиции Сергия, который, будучи с 1906 членом предсоборного совещания
и одновременно — членом Синода, в первом своём качестве поддерживал проекты,
вводившие в церковную жизнь приходскую самодеятельность, а во втором — их
отвергал. «Такова его чистота и кротость», — говорит он. Уфимский Владыка и с
горечью и с гневом повествует об интригах учёного митрополита, запретившего в
священнослужении многих честных епископов, не согласных с его политикой. «И
хорошо ещё, что никто не послушал этого безумного веления мучителя
злочестивого!» А конец и венец всем его радостям — это его пресловутая Декларация...
Эта Декларация не прошла без последствий! Пока митр.Сергий радовался на свои
хитрые планы... в сентябре-октябре 1927 года были закрыты монастыри в Сарове,
Дивееве, в Понятаевке, а потом пять монастырей в Казани, в Оренбурге и т.д. и
т.д. А сколько храмов обращены в клубы и уничтожены — трудно перечислить. Так
дорого оплачиваются в жизни архиерейские радости. Какие же выводы мы можем
сделать из всех радостей митр.Сергия? Вот какие. Да, он бесспорно человек
ученый и даже неглупый; и тем он опаснее. Каноническое его пребывание у
церковной власти вполне не может быть оправдано. Нравственно как руководитель
духовенства он тоже вполне неприемлем как человек вполне беспринципный. И
последний вывод, ответ на вопрос: где правда? Этот последний вывод такой:
правда там, где нет митр.Сергия, где нет ничего подобного обновленческому
предательству Центральный архив КГБ СССР. Дело № 42968. Рукопись под названием
Управление
этого митр.Сергия можно охарактеризовать словами: лицемерие и циничная
безчестность. Между тем Сам Господь требует от своих последователей, прежде
всего, чтобы они береглись закваски фарисейской (Лк.12:1) и закваски Иродовой
(Мк.8:15), а честность считается элементарной добродетелью всякого гражданина и
тем более необходимой добродетелью епископа (1 Тим.3:2). Таже Иродова
закваска заставила митр.Сергия и всех сообщающихся с ним, нарушить 30-е правило
св.Апостолов, 3-е правило VII Всел.Собора и очень многие другие. Вообще грехи
Сергия и его безчестного Синода вполне явны и в общей сложности являются
"нечестивой ересью клеветников на христианство” (VII Всел.Собора пр.7); это
ересь злейшая, чем ересь клеветы на св.иконы (иконоборчество). Это некая новая
уния с неверием, сопряженная с учреждением совершенно антицерковных катаскопов.
Это скрытая форма арианства — политического... Вследствие
всего вышеизложенного с июля месяца 1927 г. я вынужден был (именно
вынужден митр.Сергием и его неправдами) вполне отойти от этих архиереев,
которые не хотят быть служителями Церкви, как ап.Павел заповедал (Кол.1:25), а
хотят только господствовать над наследием Божиим, что так определенно запретил
ап.Павел (1 Тим.5:3). Я считаю, что никакого согласия между Христом и
Велиаром, верного с неверным не может быть (2 Кор.2:16). А между тем все
"никонианские” архиереи, без различия группировок, устраивают это грешное
согласие и на нём, а не на Кресте Христовом, хотят утвердить Церковь. — Мало
того, они считают, что они, т.е. архиереи, есть Церковь, вопреки учению
св.ап.Павла (2 Кор.5:4). Я же считаю, что св.Церковь составляют все
верующие, все сыны Божии по вере во Иисуса Христа (Гал. 3:26), весь народ
Божий, живые камни, из которых устрояется дом духовный (1 Пет.2:5), тело
Христово (1 Кор.12:27; Евр.1:23). Письмо Мелетию, Архиеп. Московскому и всех древле-православных общин от 4
окт. 1932 г.
«Декларация» митр.Сергия, по мнению
Архиеп.Андрея — «настоящая квинтэссенция никонианского цезаропапистского
хамства <...> по глубине своей антицерковности и предательства — нечто
выдающееся и небывало скандальное», самого же Сергия он называл «лжецом»
<Андрей (Ухтомский), Архиепископ. История моего старообрядчества. Тетрадь
2-ая, 28 февр. 1933 // Зеленогорский М. Цит. соч., с.203>. Хотя сам Архиеп.Андрей не разбирает
детально сию «Декларацию», он полностью цитирует ответное Послание на сей
документ Владыки Виктора (Островидова) и абсолютно соглашаясь с его оценками. Когда Вл.Андрей сидел в
камере-одиночке № 23 Ярославского политизолятора, встречающиеся ему
католические священники спрашивали: «Где же ваше Православие? Где ваша
Православная Церковь?» и ему становилось мучительно стыдно. Ещё печальнее ему
стало, когда 15 февраля 1930 в «Известиях» появилось интервью корреспондента
ТАСС с митр.Сергием, где говорилось, что «гонений на религию в СССР никогда не
было и нет...» Таково
мнение лже-главы лжепатриаршей церкви митр.Сергия. Но кто же эту главу после
всего этого признает?! Для кого эта лживая голова, несмотря ни на какое его
христопродавство, остаётся всё-таки главою? — Представьте, читатель, признают!
— И признают многие... Ругают Сергия, но признают его своим главою
«каноническою». Как будто сидеть в аду с такой каноническою главою лучше, чем
вовсе без головы... Но скажите, читатель, можно ли эту кампанию архиереев, этих
вселенских обманщиков, считать Святой Христовой Церковью? Можно ли толпу,
бессмысленную и даже ещё не оглашенную, признать последователями Христовыми? —
Разумеется: нет и нет! Все последователи лживого митр.Сергия — сами
преисполнены лжи и лукавства и отпали от правды Христовой — отпали от Христовой
Церкви. Святая Соборная Апостольская Церковь — где-то в другом месте, а не
около митр.Сергия и не около его «Синода». А где она, — пусть читатель сам
поищет... Найти её не так трудно. Но можно твёрдо сказать, что митр.Сергий
основательно доказал, что синодальное управление Церковью ничего, кроме
величайшего вреда, ей не давало и дать не может. Сергий выкопал этому
управлению глубокую могилу; Святая Церковь будет с ужасом вспоминать о грехах
Сергия и его сподвижников, поставив его имя рядом с именами вселенских лжепатриархов
— Нестория, Диоскора и других страшных изменников Православия. Когда был изгнан
со своей кафедры — еретическим императором — святитель Афанасий
Александрийский, то, разумеется, нашлись архиереи, которые с полной готовностью
исполнили все беззаконные веления царя. — Этих архиереев св.Афанасий называл не
епископами, а катаскопами (т.е. царскими шпионами), лишёнными всяких
благодатных даров. Таковы и наши современные катаскопы, разрушители Божиих
храмов и вообще церковной жизни. Таков митр.Сергий. Там же, с.216-217. | |
Категория: ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ | Добавил: Solomon (09.01.2014) | |
Просмотров: 753 | |
Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский)