20:32
РОЖДЕСТВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ (29 ИЮЛЯ / 11 АВГУСТА)

Сказаніе о рожденіи св. Николая Чудотворца.

Радуйся, отъ утробы матернія очищенный (Акаѳистъ, икосъ 1-й).

Радуйся, рожденіемъ своимъ родителей удививый (Икосъ 1-й).

Радуйся, силу душевную абіе по рождествѣ явивый (Икосъ 1-й).

Около 16-ти вѣковъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ жилъ и подвизался на землѣ святитель и угодникъ Божій Николай, великій чудотворецъ, архіепископъ Мѵрликійскій, котораго теперь чтитъ и прославляетъ весь христіанскій міръ за его ревность по вѣрѣ, добродѣтельную жизнь и безчисленныя чудеса, совершаемыя имъ и до сихъ поръ всѣмъ, прибѣгающимъ къ нему съ вѣрою въ его помощь и милосердіе Божіе.

Промыслу Божію угодно было послать на землю святителя Николая въ одно изъ самыхъ трудныхъ для христіанства временъ. Третій вѣкъ по Рождествѣ Христовомъ, во второй половинѣ котораго онъ родился, былъ временемъ рѣшительной борьбы христіанства и язычества другъ съ другомъ, когда окончательно долженъ былъ рѣшиться вопросъ — Христова-ли вѣра замѣнитъ язычество, или же послѣднее останется несокрушимымъ и навсегда подавитъ христіанство? Христіанство несомнѣнно превосходило уже разлагавшееся язычество своею внутреннею силою, основанною на божественномъ ученіи Іисуса Христа и Его святыхъ Апостоловъ. Но на сторонѣ послѣдняго находилась въ то время внѣшняя сила, которая всѣми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нея христіанство. Такъ, христіанинъ считался преступникомъ законовъ, врагомъ Римскихъ боговъ и кесаря, язвою общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники — Римскіе императоры, считая христіанство погибелью для Римской имперіи, а христіанъ — самыми опасными ея врагами, поднимали на нихъ жестокія гоненія, во время которыхъ заставляли ихъ отрекаться отъ Христа, покланяться идоламъ и изображенію кесаря и воскурять предъ ними ѳиміамъ. Если же они не соглашались на это, то ихъ ввергали въ темницы и подвергали мучительнѣйшимъ пыткамъ — томили голодомъ и жаждою, били розгами, веревками и желѣзными прутьями, жгли ихъ члены на огнѣ. Если же и послѣ всего этого они оставались непоколебимы въ христіанской вѣрѣ, то ихъ предавали не менѣе мучительной смерти — топили въ рѣкахъ, отдавали на растерзаніе дикимъ звѣрямъ, сожигали въ печахъ или на кострахъ. Невозможно перечислить всѣ тѣ жестокія мученія, которымъ подвергали раздраженные язычники ни въ чемъ неповинныхъ христіанъ! — Однимъ изъ самыхъ тяжелыхъ гоненій на христіанъ было гоненіе, предпринятое Римскимъ императоромъ Валеріаномъ (Валеріанъ былъ постигнутъ праведною казнію за мученія, которыя претерпѣвали отъ него христіане. Во время войны съ персами, онъ попался въ плѣнъ и до самой смерти своей служилъ подножіемъ Сапору, царю Персидскому, когда онъ садился на коня, а по смерти его персы сняли съ него кожу и поставили ее между своими трофеями.).

Въ 258-мъ году по Рождествѣ Христовомъ онъ издалъ эдиктъ, которымъ предписывались ужасныя мѣры по отношенію къ христіанамъ. По этому эдикту епископы, пресвитеры и діаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своихъ имуществъ, а, если и тогда оставались христіанами, то также предавались казни; знатныя женщины, по отобраніи у нихъ имуществъ, отправлялись въ ссылку, всѣ прочіе христіане, закованные въ цѣпи, осуждались на каторжныя работы. Гоненіе это съ особою силою пало на пастырей Церкви, и многіе изъ нихъ запечатлѣли свою вѣру мученическою смертію. (Тогда святый Кипріанъ въ Карѳагенѣ палъ подъ сѣкирою, святый Лаврентій въ Римѣ испеченъ на желѣзной рѣшеткѣ).

Но всѣ усилія духа злобы поколебать Церковь, которую, по слову ея Божественнаго Основателя, никогда не въ силахъ будутъ поколебать врата адовы (Матѳ. 16, 18), оказались тщетными. Въ то самое время, какъ лилась мученическая кровь пастырей Церкви, которая оказалась плодоноснымъ сѣменемъ христіанства, Господу угодно было на мѣсто ихъ даровать Церкви новаго ревностнаго защитника и поборника вѣры Христовой, святителя Николая, котораго Церковь достойно именуетъ чудотворцемъ предивнымъ, незаходимою звѣздою пресвѣтлаго Солнца, Божественнымъ проповѣдникомъ, человѣкомъ Божіимъ, сосудомъ избраннымъ, столпомъ и утвержденіемъ Церкви, предстателемъ и утѣшителемъ всѣхъ скорбящихъ (Служб. св. Николаю 6-го декабря и 9-го мая).

Родители святого Николая чудотворца — Ѳеофанъ и Нонна — жили въ городѣ Патарахъ, въ древней Ликіи, входившей въ составъ Малой Азіи (нынѣшней Анталіи). Они происходили изъ благороднаго рода, были весьма зажиточны и, какъ благочестивые христіане, отличались хорошею жизнью, милосердіемъ къ бѣднымъ и усердіемъ къ Богу. Господу угодно было послать имъ, подобно Захаріи и Елизаветѣ — родителямъ Іоанна Крестителя — и многимъ другимъ ветхозавѣтнымъ праведникамъ, тяжелое испытаніе: старѣясь въ честномъ бракѣ, они не имѣли дѣтей. Безчадіе сильно огорчало ихъ, и они не переставали усердно молиться Господу о дарованіи имъ сына, при чемъ дали обѣтъ посвятить его на служеніе Господу. Усердная молитва праведниковъ, была услышана. Нонна родила сына, которому при крещеніи было дано христіанское имя Николай, что значитъ побѣдитель народа. Самымъ именемъ, даннымъ при крещеніи великому Угоднику Божію, указывалось на то, что ему въ своей жизни много придется побѣдить людской злобы. Нонна, родивши св. Николая, послѣ того уже не рождала дѣтей.

Уже въ первые дни своего младенчества св. Николай показалъ, что онъ предназначенъ на особое служеніе Господу. Сохранилось преданіе, что во время совершенія таинства святого крещенія онъ, никѣмъ не поддерживаемый, простоялъ въ купели въ продолженіе трехъ часовъ: этимъ трехчасовымъ стояніемъ въ купели великій младенецъ, по словамъ св. Димитрія Ростовскаго, предзнаменовалъ свою будущую вѣру въ Святую Троицу, Которую онъ ревностно защищалъ въ продолженіе всей своей жизни. Съ первыхъ же дней своего младенчества св. Николай началъ строгую подвижническую жизнь, которой и остался вѣренъ до конца своей жизни. При кормленіи грудью, по преданію, онъ принималъ молоко только изъ правой груди своей матери, а по средамъ и пяткамъ воздерживался даже и отъ этой пищи и вкушалъ ее только однажды, по совершеніи обычнаго древнимъ христіанамъ правила.

Такое необычайное поведеніе св. Николая въ дѣтскомъ возрастѣ показывало его родителямъ, что изъ него выйдетъ великій Угодникъ Божій. Поэтому они обратили особенное вниманіе на его воспитаніе и, будучи, какъ замѣчено выше, благочестивыми христіанами, и сыну своему прежде всего постарались внушить истины христіанства и направить его на праведную жизнь. Старанія родителей увѣнчались полнымъ успѣхомъ. Доброе сѣмя, которое они сѣяли въ душу своего сына, пало на плодородную почву и принесло обильные плоды. Благодаря богатымъ природнымъ дарованіямъ, отрокъ, руководимый Святымъ Духомъ, въ скоромъ времени постигъ книжную мудрость, насколько она необходима была, по словамъ св. Димитрія Ростовскаго, «доброму кормчію Христова корабля и искусному пастырю словесныхъ овецъ». (Сохранилось преданіе, что, когда родители св. Николая не знали, кого выбрать имъ въ учителя своему сыну, отрокъ Николай, по руководству Святаго Духа, по складамъ назвалъ имя того учителя, который долженъ былъ обучать его грамотѣ).

Успѣвая въ книжномъ обученіи, отрокъ Николай столько же успѣвалъ и въ благочестивой жизни. Его не занимали пустыя, ни къ чему доброму не ведущія, бесѣды его сверстниковъ. Столь заразительный примѣръ товарищества, ведущій къ чему-либо худому, для него былъ чуждъ. Избѣгая суетныхъ и грѣховныхъ развлеченій, отрокъ и юноша Николай отличался примѣрнымъ цѣломудріемъ и не только избѣгалъ всякихъ нечистыхъ помысловъ по отношенію къ женщинамъ, но, какъ строгій подвижникъ, избѣгалъ самого общества женщинъ, не говорилъ съ ними и старался не глядѣть имъ въ лицо, боясь соблазна и твердо памятуя слова Спасителя, что всякій, кто смотритъ на женщину съ вожделѣніемъ, уже прелюбодѣйствовалъ съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28). Почти все время юный Николай проводилъ въ чтеніи Священнаго Писанія, подвигахъ поста и молитвы, уже въ юности приготовляя изъ себя храмъ Божій, въ которомъ безпрепятственно могъ бы обитать Духъ Святый. Къ храму Божію святый Николай питалъ сильную любовь и проводилъ тамъ иногда цѣлые дни и ночи въ чтеніи божественныхъ книгъ и богомысленной молитвѣ.

Вообще, въ своей юности святый Николай достигъ такого успѣха въ добродѣтельной жизни, что его не безпокоили никакія свойственныя этому возрасту грѣховныя страсти: казалось — это былъ не юноша, а старецъ, отрѣшившійся отъ всего земного и всецѣло посвятившій себя на служеніе Богу.

Житіе и чудеса св. Николая Чудотворца, архіепископа Мѵрликійскаго и слава его въ Россіи. Въ двухъ частяхъ, съ 139 рисунками. Составилъ А. Вознесенскій и Ѳ. Гусевъ. СПб., 1899. С. 23-28.

 

***

Тропарь, гласъ 4:

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православныхъ свѣтло празднуетъ, ибо стояніемъ ногу твоею яви тя Господь и произвести бо быти свѣтильника и учителя Мѵряномъ, весь мíръ обогащающа и просвѣщающа чудесы, тѣмъ вопіемъ ти: моли Христа Бога спастися душамъ нашимъ.

Инъ тропарь, гласъ 2:

Днесь возсія намъ, яко солнце, торжество твое, отче Николае, ибо въ рождествѣ твоемъ дивнымъ стояніемъ ногъ твоихъ, ангелы возвеселилъ еси и человѣки удивилъ еси, противныя же устрашилъ еси. Тѣмже нынѣ и Христова Церковь украшается яко невѣста, и высокимъ гласомъ вопіетъ: весело уяснися моя доброта прекрасно, пріидите, вѣрніи, возвеселитеся и подымите спасеніе ваше и душевное нетлѣніе, въ бѣдахъ — скораго помощника, въ скорбехъ — посѣтителя, въ мори обуреваеміи — тихое пристанище, алчущіи — питателя, слѣпíи — вождя, нищіи — богатство, старцы — жезлъ, юніи — наказателя и чистотѣ учителя, и вси притекающіи съ вѣрою пріемлютъ исцѣленіе душамъ и тѣломъ.

Кондакъ, гласъ 3. Подобенъ: Въ Мѵрѣхъ, святе.

Въ Мѵрѣхъ рождься, святе Николае, отъ благородна корене, яко благоплодна вѣтвь прозяблъ еси, исполнь бо быхъ божественныхъ даровъ, яко солнце зарями весь мíръ чудесы просвѣтилъ еси, сего ради прославляемъ тя, яко ученика и таинника Божія благодати.

 

Просмотров: 180 | Добавил: Solomon | Теги: Рождество Святителя Николая Чудотво