11:36
Поминовение усопших в Великий пост.

Поминовение усопших в Великий пост

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы:
26 марта, суббота 2-я Великого поста
2 апреля, суббота 3-я Великого поста
9 апреля, суббота 4-я Великого поста
 

 

О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду,

в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем

и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле

и злачне, в месте прохлаждения.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 

Во Святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Что побуждает нас молиться за умерших? По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им помощь!

В Великую Субботу помня об умерших сродниках, необходимо подать записки «О упокоении». На Пасхальной Божественной литургии, на проскомидии из просфор будут вынуты частицы о упокоении близких и дорогих вашему сердцу усопших, а в конце Литургии опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Этим Вы доставите наибольшее благо для усопших и проявите свою любовь к ним. Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую вы можете оказать умершим сродникам своим! Помните, что поминовение усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и не гласное, по своему значению, силе и действенности считается самым высоким и значительным поминанием, которое может быть в Церкви.

***

По древнему обычаю, сегодня мы творим поминовение усопших отцов и братий наших. Это святой, освященный веками, обычай; он вполне согласен и с учением православной Церкви.

Но нужно ли поминать усопших вообще?

Смысл поминовения прост и ясен. Допустим, что брат, сын, отец - еще живы и живут во грехе. Можно за них молиться? Можно, потому, что Бог может по нашим молитвам оказать им милость. И потому, что до их души может дойти наша молитва и двинуть их к покаянию.

Но если они умерли, ушли от нас. Разве они мертвы и уже не слышат, не чувствуют наших молитв о них?

Умершие живы душой, слышат наши молитвы, чувствуют нашу любовь, какую мы являем им, к примеру, милостыней за них, и эти молитвы, эта любовь пробуждают в них погасшую любовь к добру, и они соединяются с нами в порыве к Богу, в молитве о поминовении их.

Итак, поминовения усопших нужны. Но как нужно поминать? В чем должно состоять поминовение?

По учению Церкви поминовение за Божественной литургией, молитвы и милостыня освобождают усопшего от уз греха и облегчают его участь.

 

1. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них Бескровную Жертву Богу.

Почему так важно поминать усопших за Литургией?

«Не напрасно установили апостолы - говорит св. Иоанн Златоуст, - чтобы при совершении Страшных Тайн поминать усопших, они знали, что от этого им много пользы».

За Литургией частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих.

С каким притрепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней со всею Церковью! Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим сродникам своим.

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и не гласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. «Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос», — говорит свт. Иоанн Златоуст.

Св. Кирилл Иерусалимский, говоря о пользе молитвы за усопших при возношении Бескровной Жертвы, пишет: «…мы за усопших, если они и грешники, Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Как важно это поминовение за Литургией, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления (официального почитания в лике святых) св. Феодосия Черниговского (1896 г.) иеромонах Алексий, известный старец, переоблачавший мощи, устал и, сидя у мощей, задремал. И вдруг видит он в тонком сне св. Феодосия, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд за меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, помяни моих родителей», — и дал их имена (иерей Никита и Мария). «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда ты сам стоишь пред Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да, это верно, — ответил св. Феодосий, — но приношение на Литургии сильнее моих молитв».

У свт. Григория Богослова находим несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию о упокоении души или благодарящих за нее. Один пленный, которого жена считала умершим и в определенные дни заказывала поминовение о нем за Литургией, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей. По некотором расследовании, выяснилось, что это были именно те дни, когда за него совершалась Литургия.

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

 

2. Молитва о усопших

Заботиться о спасении душ усопших, мо­литься за них Господу Богу есть свя­щенная обязанность каждого православного человека.

Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников в свободу. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божьих, а более всех всемощной молитвой Матери Божией.

«Об усопшем больше молитесь. Ему более всего теперь нужна молитва. Молитва - пред Богом ходатаица и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя ее, согревая и укрепляя» (Святитель Феофан Затворник).

Итак, будем молиться за умерших не только в известное время года, но всегда, каждый день будем молиться о них. Своей молитвой мы доставим желаемое и ожидаемое благо умершим, доставим им лучшее положение, избавим их от страданий адских, доставим им отраду и утешение. Теперь умершие сами собой ничего не могут сделать, не могут перейти из одного состояния в другое, но мы, живые, движимые Христовой любовью, которая и к нам привлечет милосердие Божие, можем облегчить их участь и из безотрадной сделать отрадной.

Велико утешение тому, кто поможет ближнему усердными молитвами получить прощение грехов, уми­лостивить Бога, исторгнуться из бездн вечно­го бедствия и наследовать вечное блаженство.

За умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся. Господь, видя нашу любовь к умершим, без сомнения услышит молитвы наши о них и отрет всяку слезу от очию их (Откр 7,17), и дарует им живот вечный во царствии Своем.

Передадим здесь видение одного благо­честивого человека, который во времена святогорца Серафима подвизался на Афоне. Из этого видения мы еще более убедимся, как мо­литва Церкви избавляет души грешников от мучений.

Благочестивый тот человек, будучи еще в миру, однажды сильно захворал и два месяца лежал в постели. В один день, когда болезнь его особенно усилилась, ему было видение: к нему вошли два юноши, взяли его за руки и сказали: «Следуй за нами!» Больному показа­лось, что он без всякой болезни встал, огля­нулся на свою постель и увидел, что тело его осталось на ней. Тогда только он понял, что он оставил земную жизнь и должен явиться в иной мир. В юношах он узнал Ангелов и в со­провождении их долго шел по местам мрач­ным. Вдруг ему как будто издали послышал­ся стон и вопль людей. В страхе и трепете прошел он еще немного и увидел много печей, в которых бушевал огненный вихрь, и кружи­лось пламя. Из пламени раздавались страдальческие стоны грешников. Юноши нача­ли объяснять своему спутнику, за какой грех уготовано то или другое огненное место. На­конец, они показали ему различные мучения за народные бесчинные увеселения и сказа­ли: «Если ты не отстанешь от своих грехов и привычек прежней жизни, то здесь твое мес­то». Тот, видя свое огненное жилище на целую вечность, дрожал, как лист, и не мог выгово­рить слова. Вслед затем один из Ангелов вых­ватил из пламени человека, который был че­рен, как угол, весь обгорел и был окован с головы до ног. Страшно было смотреть на него! Оба Ангела сняли с несчастного оковы и с него слетела как будто мрачная шелуха: он сделался чист и светел, как Ангел; неописан­ное райское веселье сияло в его очах. Неизве­стно откуда, Ангелы взяли одеяние на подо­бие царской порфиры, блиставшее как свет, и одели ею страдальца. Спутник Ангелов недо­умевал, почему произошла такая перемена. «Что это значит? — смиренно спросил он у них. — Ради Господа объясните и скажите мне». Тогда один из Ангелов отвечал: «Эта душа была очень грешна и потому должна была по делам своим вечно гореть в пламени. Между тем, родители этого грешника по смер­ти его много подавали за него милостыни, много делали поминовений на Литургии и па­нихидах; и вот ради поминовения и молитв родительских, ради ходатайства Церкви Бог умилостивился: душа его избавлена от вечно­го мучения и теперь предстанет перед лицом своего Господа и будет радоваться со святы­ми Его вовеки». Тем видение и кончилось.

 

3. О раздаче милостыни за умершего

«Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня: благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - когда ты подаешь милостыню за усопшего сродника, помни, что это подаешь не ты, а через тебя - сам умерший, не успевший сделать это при жизни».

И действительно, благотворения и милостыни по умершим служат к облегчению участи умерших, как это подтверждает следующий пример.

Святая игумения Афанасия, пред отшествием из сей жизни, заповедала сестрам своего монастыря поставлять в память ее трапезу нищим до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завещание своей начальницы. Это нерадение вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух Ангелов некоторым из сестер обители, она говорила им: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу умершего милостыни и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие они приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям».

«Многие из усопших, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - получили великую пользу от милостыни, раздаваемую за них другими».

Вот, что сам мертвец поведал блаж. Кир - Луке о значении милостыни для умерших.

Кир-Лука увидел, проходя через кладбище, мертвеца, сожженного как сгоревший черный уголь, который сказал ему: «В завещании моем было написано, чтобы родные роздали нищим деньги, оставленные мной, во спасение души моей, а они до сих пор не исполнили воли моей. Прошу тебя, скажи им, чтобы раздали деньги, иначе я навсегда останусь в том состоянии, в каком видишь меня теперь».

Неужели мы или наши почившие сродники, по своему греховному состоянию, намного отличаемся от этого сожженного мертвеца? Поэтому, подавайте милостыню за усопших: этим вы спасете их от проклятия и огня неугасающего, приобретете им прощение грехов, введете их в рай. И тем и сами спасетесь.

«Почти умершего милостынями и благотворениями, ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук», – говорит святой Иоанн Златоуст.

Видите ли, братия христиане, пользу и важность благотворения по умершим? И слово Божие, и свидетельства отеческих сказаний подтверждают, что милостыня и благотворения по умершим доставляют пользу не только умершим, но и их благотворителям.

В чем должна выражаться наша любовь к умершим?

Для умерших дороги теперь молитвы, для них дороги вещественные приношения, подаваемые по ним нуждающимся; для них беспредельно дорога бескровная жертва, совершаемая по ним. Вот, если мы исполним это, то покажем, что мы любим умерших и умеем благотворить им; вот только этого и ждут умершие, только в этом и нуждаются.

Царь греческий Феофил жил небрежно и не заботился о спасении души своей. Смерть похитила этого государя среди греховной его жизни. Супруга Феофилова ужаснулась о том, сколь тяжкая постигнет участь ее супруга в вечности. Усилились молитвы в церквах, по­давались милостыни, благотворение. И что же? Молитвы церкви дошли до Господа: Фео­фил был прощен к душевной радости огорченной его супруги и к утешению Церкви, име­ющей столь милосердного и всемогущего Господа, Который и мертвых возводит из бездны ада.

***

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Просмотров: 407 | Добавил: Alexbrod