16:25
2 января 2022 года. Предпразднство Рождества Христова.

Две дороги

Поучение в неделю двадцать восьмую по пятидесятнице

Ныне хочу объявить любви нашей волю Домовладыки неба касательно званных на вечерю царствия небесного и под разными житейскими благовидными предлогами отказавшихся придти на нее. Притчу об этой вечери вы слышали из ныне чтенного Евангелия. Вечерию называется будущее блаженство; человек, устроивший велию вечерю, есть Отец небесный; рабом называется принявший зрак раба нашего ради спасения единородный Сын Божий, Который постоянно возвещает нам в Евангелии: покайтеся, приближибося царство небесное. Званные на небесную вечерю – это мы, христиане. На вечери все уже готово, т. е. царствие небесное для достойных уготовано от сложения мира.

Званные, как вы слышали, уклоняются от приглашения под разными земными предлогами: одному препятствует идти на вечерю земля; другому – рабочие волы; третьему – женитьба: все отказываются от высокой чести быть в царстве и Отца небесного и не стыдятся своего отказа и, как ни в чем не бывало, как будто никто их и не звал на вечную вечерю, спокойно занимаются своею суетою. Узнайте же здесь каждый сам себя.

Один из нас занят землею, земным, например, земным тленным богатством, и весь век свой собирает богатство, всю жизнь свою убивает в заботах о том, чтобы больше собрать этой земли, и некогда ему заняться спасением души своей; а между тем бедная душа вопиет ему каждый день: позаботься обо мне; я ведь у тебя одна; я ведь у тебя дороже всего мира, а если погубишь меня, то ничем не выкупишь: ибо какой даст человек выкуп за душу свою? Какая тебе польза, если ты приобретешь мир весь, если ты сделаешься всемирным богачом, а душу свою потеряешь или погубишь? Позаботься о моем нескончаемом блаженстве, купленном для меня заслугами единородного Сына Божия; не пренебреги такою дорогою ценою, данною Отцу небесному в выкупе за меня, не продавай меня за серебро диаволу – в вечную неволю и на вечную, уготованную ему муку. Так вопиет душа, но страсть к земному заглушает голос души, и богач продает ее каждый день, бездонную душу променивает на тленное богатство. Ему проповедуют: оставь пристрастие к богатству; доколе тебе до бесконечности связывать себя попечениями о прахе; готовься на вечную вечерю царствия небесного; а он говорит: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее: прошу Тебя, извини меня, и смотрит, и смотрит на свою землю, на свои земные сокровища. Точно, ты купил землю: правду говоришь. На что же тебе так много этой земли? Ведь она обременяет твою душу? Ведь она удаляет ее от Источника живота твоего – от Бога? Ведь жизнь твоя не зависит от изобилия твоего имения, как сказал Христос, Живот твой. Ах! ты сам скоро сделаешься землею, и тогда тебе не более нужно будет земли, как только чтобы засыпать тебя и сравнять с этою общею всех матерью. Так иди же на вечерю царствия небесного, пока есть время: там все тебе готово. Там тебе велия вечеря, великое, нескончаемое утешение.

Другому препятствуют идти на вечерю царствия небесного волы: я купил, – говорит, – пять пар волов, и иду испытать их: прошу Тебя извини меня. Что это за пять пар волов? – Это наши пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Это наши рабочие волы, к которым все мы имеем в этой жизни такое сильное пристрастие и коими так усердно работаем земному. Не правда ли, что мы преданы чувственности? Купили мы себе эту пятерицу у Господа, да и работаем ею всеусердно не Господу, как бы следовало, а плоти, миру, во зле лежащему, и диаволу: зрение и слух утешаем театрами, да цирками, да вечерними собраниями, исполненными житейской суеты, лени и празднословия; вкус и обоняние лелеем вкусными и благовонными яствами и напитками; осязание ласкаем мягкими одрами, седалищами и мягкими одеждами. Каждый день усердно работаем мы этими пятью волами; стремимся с жадностью испытать все наслаждения плотские – и испытываем, а между тем – увы, горе! как дорого обходится для души нашей это испытание чувственных удовольствий: она пропускает время собраться на небесную вечерю, вязнет в чувственности и погибает. – Ах! да не говорит никто из нас, братия, дай ты мне потешить мои пять чувств; дай ты мне испытать все земные удовольствия; не заставляй меня отказаться от них: они так приманчивы. Насыщусь: тогда попекусь о душе. Нет, возлюбленные братия, время дорого: им искупается вечность: спешите, спешите на небесную вечерю и оставьте пристрастие к чувственным удовольствиям, удаляющим сердца наши от Бога. Здесь будете наслаждаться, не заботясь о спасении души: там будете мучиться; здесь откажете себе в удовольствиях ради царствия небесного – там живот вечный наследуете. Горе вам насыщении ныне, яко взалчете, говорит Господь.

Третьему препятствует идти на вечерю царствия небесного жена: я женился, – говорит, – и потому не могу придти. Но отчего жена препятствует спасению души? Оттого, что оженивыйся печется о мирских, како угодити жене, а не о Господнем, не о том, чтобы угодить более всего Господу. Женившийся свою волю связывает с волею своей супруги: а какова бывает эта воля? О! опыт говорит; что воля супруги часто бывает противна и воле супруга и воле Божией: извольте угождать любимой своей супруге и из любви к ней нарушать заповеди Божии, извольте вместе с нею пить до дна чашу земной суеты и отказываться от вечери Божией; а нет – если вы не хотите служить с нею суете и губить свою душу, она лишит вас своей любви: и пойдут распри и раздоры. Ах! как многие женатые действительно принуждены сказать Господу, приглашающему нас в Свое вечное царство: я женился, и потому не могу придти. Не могу придти: потому что я должен угождать жене, ее желаниям и прихотям, которые для меня обратились в закон. Так что же, ужели не жениться, скажут некоторые? Нет: никто этого не говорит: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть; могий вместити, да вместит398. Угождай жене, но не в том, что вредит спасению души твоей, – но не в том, что противно воле Божией. Как глава жены, умей стоять выше прихотей жены и сам направляй ее желания к горнему миру, а не земному.

Избирайте же, возлюбленные братия, что хотите: или идите на вечерю царствия небесного, стремитесь к вечному блаженству узким и прискорбным путем правды и удаления от пристрастия к земным вещам и наслаждениям, – или, если будете заниматься только земным, то без всякого сомнения вовеки погибнете. Аминь.


 

Просмотров: 78 | Добавил: Solomon | Теги: Чудотворец, Прав. Иоанн Кронштадский