11:04
26.10.2017г. Иверской иконы Божией Матери

Избранныя житія святыхъ и сказанія о праздникахъ.

Благодѣянія Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы.

Объ иконѣ Иверской Богоматери.

Въ Анатоліи, къ юго-востоку отъ Константинополя, на берегу большаго озера, которое соединяется съ Мраморнымъ моремъ, стоитъ городъ Исникъ. Это — древняя Никея при озерѣ Асканіевѣ, митрополія второй Виѳиніи, особенно извѣстная по двумъ бывшимъ въ ней вселенскимъ соборамъ. Въ царствованіе св. равноапостольнаго Константина Великаго здѣсь на первомъ вселенскомъ соборѣ, въ 325 г., св. отцы церкви утвердили догматъ о Божествѣ и единосущіи съ Богомъ Отцемъ Единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа. На седьмомъ вселенскомъ соборѣ при благочестивой царицѣ Иринѣ и ея сынѣ Константинѣ VI, въ 787 г., установили, послѣ пятидесятилѣтняго жестокаго гоненія, почитаніе св. иконъ Господа нашего Іисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святыхъ Ангеловъ и всѣхъ святыхъ мужей и женъ. Но чрезъ 27 лѣтъ гоненіе на святыя иконы началось въ греческой имперіи при Львѣ Армянинѣ, и продолжалось при Михаилѣ Косноязычномъ и Ѳеофилѣ.

Въ царствованіе императора Ѳеофила около города Никеи жила благочестивая, богатая вдова съ единственнымъ сыномъ. У нея была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко отъ своего дома выстроила церковь и поставила въ нее св. икону. Въ 829 г. Императоръ Ѳеофилъ началъ преслѣдовать почитателей св. иконъ. По всей имперіи были разосланы царскіе воины отыскивать иконы и уничтожать ихъ, а почитавшихъ ихъ жестоко мучить. Одинъ изъ воиновъ, увидя у вдовы икону, съ гнѣвомъ ударилъ мечемъ въ ланиту Богоматери, изображенной на иконѣ. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающагося. Къ ужасу воина изъ язвы потекла кровь. Пораженный этимъ, воинъ съ раскаяніемъ палъ предъ иконою Богородицы, оставилъ ересь и окончилъ жизнь инокомъ. Вдовѣ онъ посовѣтовалъ скрыть св. икону, чтобы спасти отъ поруганій. Усердно помолясь предъ иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее въ небольшую лодку и пустила въ море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону отъ потопленія, а ее и сына отъ жестокости нечестиваго царя. Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины. Отпустивъ св. икону, которая къ ея радости, стоя прямо, понеслась къ западу, вдова сказала своему сыну: «дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватятъ, умру ради любви къ Богоматери, а ты удались въ Грецію, чтобы царскіе воины не сдѣлали тебѣ зла». Любящій сынъ послушался совѣта матери, ушелъ въ Солунь, а чрезъ 15 лѣтъ прибылъ на Аѳонъ и постригся въ монахи въ Иверской обители. Тутъ онъ увидалъ св. икону, пущенную въ море его матерью и разсказалъ монахамъ, почему его мать должна была разстаться съ драгоцѣнною святынею.

Явленіе этой св. иконы на Аѳонѣ произошло слѣдующимъ образомъ: однажды вечеромъ иноки древней Иверской обители увидѣли на морѣ огненный столпъ, восходящій до самаго неба. Дивное явленіе продолжалось нѣсколько дней и ночей. Приплывъ ближе къ явленію, они увидѣли, что огненный столпъ исходитъ отъ иконы Богоматери, но когда приближались къ ней, чтобы взять ее, лодка съ иконой удалялась. Иноки собрались въ храмъ и въ усердной молитвѣ просили Богоматерь даровать имъ свою св. икону. Между братіями этой обители былъ старецъ Гавріилъ, грузинъ, отличавшійся особенно строгою жизнію. Ему во снѣ явилась Богоматерь и сказала: «Возвѣсти настоятелю и братіи, что Я хочу дать имъ икону Мою въ покровъ и помощь, и, войдя въ море, иди съ вѣрою по волнамъ: тогда всѣ узнаютъ Мою любовь и благоволеніе къ вашей обители». Старецъ открылъ волю Богоматери настоятелю; всѣ иноки съ молебнымъ пѣніемъ, кадилами и лампадами пошли къ морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась къ нимъ. Гавріилъ вошелъ въ море и взялъ св. икону. Когда онъ вышелъ на берегъ и поставилъ на немъ св. икону, изъ земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселѣ. Это мѣсто находится на четверть часа ходьбы отъ обители и здѣсь устроена часовня. Послѣ усердной молитвы, св. икону торжественно внесли въ соборный храмъ обители. На другой день инокъ, зажигавшій лампады въ храмѣ, войдя въ него, не нашелъ иконы Богоматери на ея мѣстѣ во св. храмѣ. Ее нашли надъ воротами обители на наружной стѣнѣ и опять поставили въ храмѣ; но на другой день она опять явилась надъ воротами и это повторялось нѣсколько разъ. Наконецъ, Богоматерь явилась старцу Гавріилу и сказала: «Иди въ монастырь искажи инокамъ, чтобы болѣе не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла васъ не только въ настоящей жизни, но и въ будущей. Да уповаютъ на милосердіе Сына Моего всѣ здѣсь пребываюпце въ добродѣтельномъ житіи и страхѣ Божіемъ. И вотъ вамъ знаменіе: доколѣ икона Моя будетъ въ обители вашей, дотолѣ благодать и милость Сына Моего къ вамъ не оскудѣетъ». Съ этого времени св. икону оставили на избранномъ ею мѣстѣ надъ воротами и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то-есть, Вратарницею. Вскорѣ послѣ этого на мѣстѣ пребыванія св. иконы у воротъ выстроили храмъ во имя Богоматери, Хранительницы обители.

Много разъ Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападеніямъ враговъ, но Пресвятая Владычица Своимъ заступленіемъ сохранила ее и донынѣ. Много чудесъ и исцѣленій было отъ св. иконы Иверской, Вратарницы. Всѣ чудеса, бывшія отъ этой св. иконы, невозможно описать по ихъ многочисленности, а потому приводимъ здѣсь нѣкоторыя.

Евѳимій, сынъ настоятеля Иверской обители, св. Іоанна, Ивира, въ молодости такъ захворалъ, что и не надѣялся выздоровѣть. Св. Іоаннъ, видя, что его сыну уже люди не могутъ помочь, оставилъ его въ келліи, а самъ пошелъ въ храмъ Пресвятой Богородицы и, павъ предъ Ея св. иконою, со слезами молилъ Ее исцѣлить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; послѣ молитвы св. Іоаннъ попросилъ іерея причастить Евѳимія Св. Таинъ Христовыхъ. Возвратясь въ келлію, къ своему удивленію, почувствовалъ въ ней чудное и невообразимое благоуханіе, сына же своего увидѣлъ сидящимъ на постели и совершенно здоровымъ. Старецъ, пораженный этимъ, съ радостными слезами сказалъ: «чадо мое, что это такое съ тобою?» — «Не знаю, отецъ, — отвѣчалъ Евѳимій, — недавно предстала мнѣ какая-то окруженная славою Царица и сказала мнѣ по-грузински: "что это такое и что случилось съ тобою, Евѳимій?" — "Царица моя, умираю!" сказалъ я. Тогда Она приблизилась ко мнѣ, взяла меня за руку и сказала: "нѣтъ болѣе съ тобою никакой болѣзни, не бойся!" и затѣмъ сдѣлалась невидимою. Съ этого времени вотъ, какъ видишь, я совершенно здоровъ». Услышавъ это, обрадованный отецъ палъ на землю и возблагодарилъ Царицу неба и земли — Преблагославенную Дѣву Марію, — «и съ этого времени, — говорилъ преподобный Іоаннъ, — сынъ мой Евѳимій получилъ необыкновенную благодать и даръ грузинскаго языка» [1].

Однажды, какъ говоритъ Иверское преданіе, агаряне, подъ начальствомъ Эмира, на 15 корабляхъ приплыли къ Аѳону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки съ церковною утварью и св. иконою укрылись въ башнѣ. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить ихъ, и Пресвятая Владычица поспѣшила имъ на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила всѣ корабли, кромѣ одного, въ которомъ былъ самъ начальникъ. Увидя утромъ берега, покрытые осколками разбитыхъ кораблей и трупами своихъ воиновъ, пораженный этимъ чудомъ начальникъ раскаялся и просилъ иноковъ умолить Бога о его помилованіи и далъ настоятелю монастыря много золота и серебра, на которыя онъ исправилъ, украсилъ и укрѣпилъ обитель. Въ другой разъ монастырю угрожалъ голодъ. Настоятель былъ въ великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зачѣмъ ты такъ огорчился. Иди въ житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись онъ пошелъ и нашелъ житницу полною хлѣба. Еще: не стало вина и Она наполнила имъ всѣ сосуды. Нѣкогда Она также умножила масло, нѣкогда огородные овощи, однажды избавила обитель отъ пожара, въ другой разъ отъ смертоносныя язвы, и другія многія чудеса совершила въ обители Своей честною Своею иконою [2].

Въ недавнее время, — пишетъ русскій инокъ паломникъ, — великое было смущеніе и тревога на Св. Горѣ, такъ что отцы, аѳонскіе жители, хотѣли бѣжать вонъ. Прежде этого смущенія считалось во Св. Горѣ всей братіи до сорока тысячъ, а нынѣ (1854), осталось не болѣе одной тысячи и тѣ хотѣли бѣжать, кто куда знаетъ, и думали, что совсѣмъ Божія Матерь оставила Св. Гору и отъ того запустѣетъ вся святая Аѳонская гора. Но когда начали такъ думать, тогда скорая Помощница, Царица Небесная явилась многимъ отцамъ и пустынножителямъ и сказала: «Почто очень испугались и почто входятъ помышленія въ сердца ваша. Все это пройдетъ и кончится и паки наполнится Св. Гора монашествующими. Вотъ даю вамъ извѣщеніе, что, когда моя икона будетъ находиться во Св. Горѣ въ Иверскомъ монастырѣ, то ничего не бойтеся, а живите въ своихъ келліяхъ. А когда изыду изъ Иверскаго монастыря: тогда каждый да беретъ свою суму и грядетъ, кто куда знаетъ». Итакъ, Пресвятая Владычица, избравшая для Своей иконы мѣстопребываніемъ врата приморской Иверской обители въ знаменіе ея охраненія, вновь извѣстила, что Она охраняетъ не только эту, но и другія обители Св. Горы [3].

На этой иконѣ Богоматерь изображена съ Спасителемъ на лѣвой рукѣ. Лицо Ея склонено на лѣвую сторону къ Младенцу, Который правою благословляетъ именословно, а лѣвой держитъ свитокъ. Вверху по сторонамъ вѣнца Богоматери въ углахъ, образуемыхъ верхнимъ и боковыми полями — два архангела, обращенные къ Богоматери (Михаилъ и Гавріилъ); на двухъ боковыхъ поляхъ изображены 12 апостоловъ, по шести на каждой сторонѣ [4].

Въ Иверскомъ Аѳонскомъ монастырѣ торжественное празднованіе Божіей Матери совершается во вторникъ свѣтлыя седмицы въ день явленія иконы Богоматери. Въ это время бываетъ крестный ходъ со святою иконою на берегъ моря, гдѣ она принята была отшельникомъ Гавріиломъ, и тамъ совершается литургія. Кромѣ этого въ обители совершаются еще особенно свѣтло два праздника — Успенія Богоматери и Богоявленія. Во всѣ три праздника собираются многіе богомольцы и угощаются отъ обители въ продолженіе сутокъ.

 

Примѣчанія:

[1] Ивер. чуд. икона, Преосв. Могил. Сергія, стр. 8.

[2] Тамъ же, стр. 16.

[3] Тамъ же, стр. 17.

[4] Тамъ же, стр. 17.

Источникъ: Благодѣянія Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы. — Изданіе 2-е. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1905. — С. 460-465.


Протоиерей Григорий Дьяченко

Поуч. 2-е. Явление Иверской иконы Божией Матери.

(В нуждах и скорбях будем прибегать к Матери Божией).

I. Ныне св. церковь воспоминает чудесное явление Иверской иконы Богоматери. Однажды иноки Афонской Иверской обители увидели огненный столп, восходящий от моря до самаго неба. Это явление повторялось несколько дней и ночей к ряду. Некоторые иноки сели, наконец, в лодку и, приплыв ближе к огненному столпу, заметили, что он возвышается над иконою Богоматери. Они хотели было взять икону, но она удалялась от них, по их приближения. Тогда иноки Иверской обители, собравшись в храм, стали усердно молиться о даровании им чудесно явившейся на море иконы. Молитва их была услышана. Божия Матерь явилась во сне одному уважаемому подвижнику Иверской обители, старцу Гавриилу, и сказав, что желает дать Свою икону Иверской обители, повелела ему итти по водам и принять св. икону. На другой день иверские иноки, которым Гавриил разсказал о видении, пошли по берегу с пением священных песнопений, с возженными свещами и кадилами.

Икона Богоматери приближалась к берегу. Старец Гавриил с верою пошел по воде и принял ее. Когда он вынес и поставил ее на берегу, на этом месте из земли вдруг пробился источник чистой и вкусной воды, который течет и до сих пор. Трое суток иноки совершали на берегу моление пред явившейся св. иконой и затем торжественно внесли ее в соборный храм Иверской обители. Но на другой день инок, пришедший зажигать лампады, не нашел иконы Богоматери на ее месте в храме. Она оказалась над вратами наружной стены монастыря. Ее сняли и снова поставили в храме, но снова она перешла на ворота – и так повторялось несколько раз. Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала ему: «иди, скажи братии, чтобы они более не искушали Меня; не для того Я прибыла, дабы Меня охраняли вы, но дабы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей». Посему св. икона была оставлена на вратах обители и именуется Иверскою Вратарницею.

Обещав быть охранительницей Иверской обители и всего благочестиваго Афона, Богоматерь и действительно являлась таковою в течение целых столетий, даже и до сих пор. Много и чудес передают об этой небесной охране. Она не допускала совершенного разорения Афона варварами, избавляла Иверскую обитель от пожара, умножила в ней чудесно хлеб и явила много других знамений Своего небесного покровительства. Много передается случаев Ея чудесной помощи и всем, с верою притекающим к Ней.

У нас, в России, находится несколько списков Иверской иконы Богоматери, прославленных чудесами. Замечательнейшие из них следующие.

Царь Алексей Михайлович, по совету с архимандритом Никоном, впоследствии патриархом Всероссийским, поручил Иверскому архимандриту Пахомию, приезжавшему тогда в Москву, прислать ему точный список с чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба эта была исполнена, и когда Пахомий воротился в Иверскую обитель, образ был написан и послан с Иверскими иноками в Москву при двух грамотах к царю и Никону. Писали же сей список, разсказывается в грамотах, так. Собралась в храм вся братия Иверской обители, 365 иноков, и сотворили всенощное бдение, с вечера до утра, и святили воду со св. мощами, и св. водою обливали подлинную икону Иверской Богоматери над сосудом. А водой из этого сосуда обливали новую кипарисную доску, и воду опять собрали в сосуд. После этого служили литургию и потом дали ту св. воду и св. мощи священноиноку Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав сию св. воду и св. мощи с красками, написал св. икону. Иконописец только в субботу и воскресенье вкушал пищу, а братия дважды в неделю совершали всенощныя бдения и каждый день литургию. И новописанная икона вышла такая, что ничем, ни размером, ни ликом, не разнилась от первой. Икона эта прибыла в Москву 13-го октября 1648 года и была торжественно встречена царем и его семейством, патриархом Иосифом, духовенством, боярами и народом. Ныне она находится в Московском Новодевичьем монастыре.

В Москве весьма чтится икона Иверской Богоматери, находящаяся в часовне при Воскресенских воротах. Это также весьма древний список, хотя время и место написания его точно неизвестны. В часовне, где находится сия св. икона, ежедневно стекается множество богомольцев, и редко кто пройдет мимо, не осенив себя крестным знамением. Наши благочестивые Государи и лица царственного дома, посещая Москву, имеют обычай останавливаться у Иверской часовни и прикладываться к св. иконе. Жители Москвы с благоговением принимают к себе сию св. икону в домы; в часовне же на это время остается другой ее список. И Бог прославил и прославляет московскую икону Богоматери Вратарницы не менее, чем самую Афонскую, многими благодатными знамениями и чудесами.

II. Братие, к кому нам лучше всего прибегать за помощию во всех обстоятельствах жизни нашей, – к кому, как не к Матери Божией? Кто из праведников сильнее, могущественнее Божией Матери? Кто ближе Ея к престолу Божию?

Там на небе Она возседает одесную Сына Своего, и ближе к Нему даже архангелов и ангелов. Кому же следовательно всего удобнее молиться за нас грешных, как не Ей? И если еще во время пребывания на земле Господь часто исполнял Ея прошения, то как же не исполнить Ему Ея мольбы теперь, когда Он Сам же так прославил Ее, Сам же так высоко превознес Ее? Будем же молиться Богоматери, прибегать к Ней во всех обстоятельствах, и знать, что Она возможет помочь нам.

а) Дети свободно обращаются к матери со всеми своими нуждами, и что можно и полезно – мать всегда делает для детей своих. А Матерь Божия вместе есть и наша Матерь. Как Она болезнует о нас, когда мы в опасности, в скорби, а особенно, когда живем во грехах! А какая радость для Нея бывает, когда мы живем на земле для неба, Сыну Ея служим, а не греху! Подлинно ни одна матерь так не скорбит и не радуется о детях своих, как Она о нас, чадах Своих. Если же так близко к своему материнскому сердцу принимает Матерь Божия все бывающее с нами, то может ли Она не внять нам, когда мы зовем Ее на помощь себе, умоляем притти помочь нам? О! это также невозможно для Нея, как невозможно для любящаго отказать в чем нибудь любимому им. Будем же призывать, братие, Божию Матерь на помощь к нам, и Она придет и утешит нас.

б) Но когда же прибегать? Надо прибегать всегда, и среди неустройства дел домашних, и в преследовании от злых людей, и в тоске и унынии, когда все как будто оставляет нас, когда ближние далече бегут от нас, когда неоткуда помощи ждать нам. Вот тут-то скорее и припадем к Божией Матери, и Она проявит над нами милость Свою. Будем прибегать и в нужде и бедности, и болезни и горести, наипаче же когда чувствуем себя безсильными победить грех живущий в нас, разстаться с привычкою овладевшею нами, когда видим себя слабыми на добро, на служение Богу, на творение дел милосердия, на посещение храма Божия, когда не можем привести в порядок мыслей своих, быть господами сердца своего, когда видим, что море грехов наших готово потопить нас, – вот тогда то наипаче, со всем усердием сердца припадем к Ней и воззовем: О Мати Дево! буди нам ходатаица!

в) Как же прибегать? Те, которые почитают Матерь Божию, надеются на Ея помощь, те знают способы, как искать у Нея этой помощи, чем получить ее. Они то дома в известные дни читают акафист пред той или другой иконой Ея, то ходят в те храмы, где в назначенные дни совершаются особыя моления к Ней, и где имеются чудотворныя иконы Ея, особенно свято чтут дни, установленные для празднования Ей, и в эти-то дни особенно стараются с горячею молитвою обращаться к Ней. Но любящий Матерь Божию и всегда, даже среди самой суеты житейской, найдет время и случай молиться Ей. В самом деле, трудящийся человек, кто тебе препятствует во время работы твоей читать хоть бы это всем известное ангельское приветствие к Ней: Богородице Дево! радуйся, Благодатная?.. Читай чаще сию молитву, и ты ею привлечешь Матерь Божию к себе, Она будет с тобою, будет тебя вразумлять, утешать, просвещать, и избавлять от всех бед и напастей.

III. Но, молясь Матери Божией, будем, братие, подражать жизни Ея. Вот когда особенно мы будем любезны Ей и заслужим помощь Ея. Аминь. (Сост. по «Сборн. общепон. поучен.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892 г.).

Просмотров: 283 | Добавил: Solomon | Теги: Иверской иконы Божией Матери