12:05
25 июнь 2017 г. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост

ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО И ИНЫХ ОТШЕЛЬНИКОВ

Пре­по­доб­ный Онуф­рий жил в пол­ном оди­но­че­стве в ди­кой пу­стыне 60 лет. В мо­ло­до­сти он вос­пи­ты­вал­ся в Фива­ид­ском мо­на­сты­ре Эри­ти. Узнав от стар­цев о ве­ли­кой тя­же­сти и вы­со­те жиз­ни пу­стын­ни­ков, ко­то­рым Гос­подь по­сы­ла­ет через Ан­ге­лов Свою по­мощь, пре­по­доб­ный Онуф­рий воз­го­рел­ся ду­хом под­ра­жать их по­дви­гам. Но­чью он тай­но вы­шел из оби­те­ли и уви­дел пред со­бой свет­лый луч. Свя­той Онуф­рий ис­пу­гал­ся и ре­шил вер­нуть­ся, но го­лос Ан­ге­ла-хра­ни­те­ля по­двиг его на даль­ней­ший путь. В глу­бине пу­сты­ни пре­по­доб­ный Онуф­рий на­шел пу­стын­ни­ка и остал­ся учить­ся у него пу­стын­но­му жи­тию и борь­бе с диа­воль­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. Ко­гда ста­рец убе­дил­ся, что свя­той Онуф­рий укре­пил­ся в этой страш­ной борь­бе, он до­вел его до ука­зан­но­го для по­дви­гов ме­ста и оста­вил од­но­го. Еже­год­но ста­рец при­хо­дил к нему и через несколь­ко лет, при­дя к пре­по­доб­но­му Онуф­рию, скон­чал­ся.

По прось­бе пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия пре­по­доб­ный Онуф­рий рас­ска­зал о сво­их по­дви­гах и тру­дах и о том, как Гос­подь уте­шил его: око­ло пе­ще­ры, где он жил, вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма и от­крыл­ся ис­точ­ник чи­стой во­ды. Две­на­дцать вет­вей паль­мы по­оче­ред­но при­но­си­ли пло­ды, и пре­по­доб­ный не тер­пел го­ло­да и жаж­ды. Тень паль­мы укры­ва­ла его от по­лу­ден­но­го зноя. Ан­гел при­но­сил свя­то­му хлеб и каж­дые суб­бо­ту и вос­кре­се­нье при­ча­щал его, как и дру­гих пу­стын­ни­ков, Свя­тых Тайн.

Пре­по­доб­ные бе­се­до­ва­ли до ве­че­ра. Ве­че­ром меж­ду стар­ца­ми по­явил­ся бе­лый хлеб, и они вку­си­ли его с во­дой. Ночь стар­цы про­ве­ли в мо­лит­ве. По­сле утрен­не­го пе­ния пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий уви­дел, что ли­цо пре­по­доб­но­го Онуф­рия из­ме­ни­лось, и ис­пу­гал­ся за него. Свя­той Онуф­рий ска­зал: «Бог, Ми­ло­серд­ный ко всем, по­слал те­бя ко мне, чтобы ты пре­дал по­гре­бе­нию мое те­ло. В се­го­дняш­ний день я окон­чу мою вре­мен­ную жизнь и отой­ду к жиз­ни бес­ко­неч­ной, в по­кое веч­ном ко Хри­сту мо­е­му». Пре­по­доб­ный Онуф­рий за­ве­щал свя­то­му Па­ф­ну­тию, чтобы он рас­ска­зал о нем всем бра­тьям-по­движ­ни­кам и всем хри­сти­а­нам ра­ди их спа­се­ния.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий про­сил бла­го­сло­ве­ния остать­ся в пу­стыне, но свя­той Онуф­рий ска­зал, что на это нет во­ли Бо­жи­ей, и ве­лел вер­нуть­ся в оби­тель и по­ве­дать всем о жиз­ни Фива­ид­ских пу­стын­ни­ков. Бла­го­сло­вив пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия и про­стив­шись с ним, свя­той Онуф­рий дол­го со сле­за­ми мо­лил­ся, за­тем воз­лег на зем­лю, про­из­нес свои по­след­ние сло­ва: «В ру­ки Твои, Бо­же мой, пре­даю дух мой», – и скон­чал­ся.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий с пла­чем ото­драл от сво­ей одеж­ды под­клад­ку и за­вер­нул в нее те­ло ве­ли­ко­го пу­стын­ни­ка, ко­то­рое по­ло­жил в углуб­ле­ние боль­шо­го кам­ня, на­по­до­бие гро­ба, и за­сы­пал мно­же­ством мел­ких кам­ней. За­тем он стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь раз­ре­шил ему до кон­ца жиз­ни остать­ся на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Онуф­рия. Вне­зап­но пе­ще­ра об­ва­ли­лась, паль­ма за­сох­ла, а ис­точ­ник ис­сяк.

По­няв, что ему нет бла­го­сло­ве­ния остать­ся, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий от­пра­вил­ся в об­рат­ный путь.

Через 4 дня пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий до­шел до пе­ще­ры, где его встре­тил пу­стын­ник, пре­бы­вав­ший в пу­стыне бо­лее 60 лет. Кро­ме двух дру­гих стар­цев, с ко­то­ры­ми он под­ви­зал­ся вме­сте, этот пу­стын­ник ни­ко­го не ви­дел. Всю неде­лю по­движ­ни­ки про­во­ди­ли в оди­но­че­стве в пу­стыне, а в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье схо­ди­лись вме­сте для псал­мо­пе­ния. Пи­та­лись они хле­бом, ко­то­рый при­но­сил Ан­гел. Так как бы­ла суб­бо­та, пу­стын­ни­ки со­бра­лись вме­сте. Вку­сив по­лу­чен­ный от Ан­ге­ла хлеб, они всю ночь про­ве­ли в мо­лит­ве. Ухо­дя, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий спро­сил име­на стар­цев, но они ска­за­ли: «Бог, зна­ю­щий все, зна­ет и име­на на­ши. По­ми­най нас, да спо­до­бим­ся ви­деть друг дру­га в Гор­них се­ле­ни­ях Бо­жи­их».

Про­дол­жая путь, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий встре­тил оа­зис, ко­то­рый по­ра­зил его кра­со­той и оби­ли­ем пло­до­нос­ных де­ре­вьев. Из пу­сты­ни к нему вы­шли чет­ве­ро оби­тав­ших здесь юно­шей. Юно­ши рас­ска­за­ли пре­по­доб­но­му Па­ф­ну­тию, что в дет­стве они жи­ли в го­ро­де Ок­си­рин­хе (Верх­няя Фива­и­да) и вме­сте обу­ча­лись гра­мо­те. Они го­ре­ли же­ла­ни­ем по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Сго­во­рив­шись уй­ти в пу­сты­ню, юно­ши вы­шли из го­ро­да и по­сле несколь­ких дней пу­ти до­стиг­ли пу­сты­ни. Их встре­тил си­я­ю­щий све­том муж и при­вел к стар­цу-пу­стын­ни­ку. «Вот уже шесть лет, – ска­за­ли юно­ши, – мы жи­вем на этом ме­сте. Ста­рец наш про­жил здесь один год и пре­ста­вил­ся. Мы жи­вем сей­час од­ни, пи­та­ем­ся пло­да­ми де­ре­вьев, а во­да у нас из ис­точ­ни­ка». Юно­ши на­зва­ли свои име­на. Это бы­ли свя­тые Иоанн, Ан­дрей, Ирак­лам­вон (Ирак­ле­мон) и Фе­о­фил. Всю неде­лю юные пу­стын­ни­ки под­ви­за­лись от­дель­но друг от дру­га, а в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье схо­ди­лись в оа­зис и воз­но­си­ли об­щую мо­лит­ву. В эти дни яв­лял­ся Ан­гел и при­ча­щал их Свя­тых Тайн. Ра­ди пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия они не ушли в пу­сты­ню, а всю неде­лю мо­ли­лись все вме­сте. В сле­ду­ю­щую суб­бо­ту и вос­кре­се­нье свя­той Па­ф­ну­тий вме­сте с юно­ша­ми спо­до­бил­ся при­ча­стить­ся из рук Ан­ге­ла Свя­тых Тайн и услы­шать ска­зан­ные Ан­ге­лом сло­ва: «Да бу­дет вам пи­щей нетлен­ной, ве­се­ли­ем нескон­ча­е­мым и жиз­нью веч­ной Те­ло и Кровь Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Бо­га на­ше­го».

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий дерз­нул ис­про­сить у Ан­ге­ла поз­во­ле­ния до кон­ца дней остать­ся в пу­стыне. Ан­гел от­ве­тил, что Бог ука­зал ему иной путь – воз­вра­тить­ся в Еги­пет и по­ве­дать всем хри­сти­а­нам о жиз­ни пу­стын­ни­ков.

Про­стясь с юно­ша­ми, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий через три дня пу­ти вы­шел к краю пу­сты­ни. Здесь на­хо­дил­ся неболь­шой скит. Бра­тия встре­ти­ли его с лю­бо­вью. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий рас­ска­зал все, что узнал о свя­тых от­цах, встре­чен­ных им в глу­бине пу­сты­ни. Бра­тия по­дроб­но за­пи­са­ли рас­сказ пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия и рас­про­стра­ни­ли его по дру­гим ски­там и мо­на­сты­рям. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий бла­го­да­рил Бо­га, спо­до­бив­ше­го его узнать о вы­со­кой жиз­ни от­шель­ни­ков Фива­ид­ской пу­сты­ни, и воз­вра­тил­ся в свою оби­тель.

 «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Онуф­рия Ве­ли­ко­го»

в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.


Сказаніе о святомъ Василіи, епископѣ Рязанскомъ [1].

Святый Василій началъ свое архипастырское служеніе въ Муромѣ, одномъ изъ древнѣйшихъ городовъ русскихъ [2], принадлежавшемъ въ его время (въ XIII вѣкѣ) къ Муромско-Рязанскому княжеству, а закончилъ въ Рязани.

Ни о происхожденіи и воспитаніи, ни о начальныхъ подвигахъ, ни о годѣ вступленія святителя на муромскую каѳедру, ни о пастырскихъ трудахъ и скорбяхъ его не сохранилось извѣстій [3]. Извѣстно только, при какихъ обстоятельствахъ епископъ Василій, «мужъ праведный и благочестивый», оставилъ Муромъ. Врагъ человѣческаго спасенія и древній губитель душъ христіанскихъ началъ всячески вредить святому: желая выставить его блудникомъ, діаволъ принималъ видъ дѣвицы и являлся въ окнѣ святительской келліи предъ народомъ, иногда же выходилъ въ такомъ видѣ изъ храмины епископа. И народъ и бояре не разъ видѣли это и обвинили праведника въ нечистой жизни, потомъ рѣшили наказать его своею властью, помимо высшаго церковнаго суда. Въ одинъ день къ вечеру собрались они, пришли къ храминѣ своего епископа, и вотъ предъ многолюдной толпой дѣвица побѣжала по ступенямъ лѣстницы, ведущей въ келлію святаго Василія, держа сапоги въ рукахъ своихъ. Возмущенный народъ громко закричалъ:

— «О, епископъ! непозволительно тебѣ имѣть дѣвицу въ храминѣ своей, на ложѣ своемъ».

Святый Василій сказалъ народу:

— «Неповиненъ я этому блудному дѣлу».

Слыша это, народъ еще громче кричалъ:

— «Лжешь ты, епископъ, ибо мы всѣ видѣли дѣвицу, бѣжащую къ тебѣ».

Видѣлъ праведникъ мятежъ; слышалъ шумъ собравшагося народа; до него долетали угрозы: «убьемъ его за это». Тогда онъ обращается къ своимъ обвинителямъ съ мольбою:

— «Дайте мнѣ не много времени — только до третьяго часа утра».

Народъ внялъ просьбѣ владыки и разошелся по домамъ. Тогда святый Василій сталъ на молитву, въ храмѣ во имя страстотерпцевъ Бориса и Глѣба отслужилъ всенощную, потомъ литургію и отсюда отправился въ главный храмъ города во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Предъ иконой Пречистой, принесенной изъ Кіева просвѣтителемъ Мурома, благовѣрнымъ княземъ Константиномъ [4], горячо молился святитель. Окончивъ молебное пѣніе, онъ взялъ на руки святую икону Богоматери съ Предвѣчнымъ Младенцемъ, такъ какъ на Заступницу нашу онъ возложилъ надежду своего спасенія, и пошелъ изъ церкви Благовѣщенія — изъ своего каѳедральнаго храма на рѣку Оку, на высокомъ берегу которой стоялъ храмъ [5]. Народъ и вельможи, собравшись изгнать своего владыку, по ихъ мнѣнію, недостойнаго, хотѣли дать ему судно, чтобы онъ плылъ на немъ, куда хочетъ. Но святому не понадобилась услуга оскорбившей его паствы. Онъ стоялъ на берегу Оки съ Богородичнымъ образомъ, потомъ, снявъ съ себя мантію, простеръ ее по водѣ и вступилъ на мантію, держа святую икону. И тотчасъ святый Василій быстро понесся противъ теченія рѣки. Увидѣвъ такое чудо, всѣ муромцы отъ стара и до мала со слезами говорили въ слѣдъ ему:

— «О, святый владыко Василій! Прости насъ грѣшныхъ рабовъ твоихъ, согрѣшившихъ предъ тобою. Кому оставляешь насъ сирыхъ? Не забудь насъ рабовъ твоихъ».

Но святитель былъ уже далеко: во мгновеніе ока онъ исчезъ изъ глазъ Муромскаго народа вверхъ по Окѣ [6]. Это чудо произошло въ третьемъ часу дня, и въ тотъ же день, въ девятомъ часу [7] святый Василій принесенъ былъ на мѣсто, называемое Старая Рязань, отъ Мурома вверхъ по Окѣ болѣе чѣмъ на двѣсти верстъ. Въ то время князья Рязанскіе жили здѣсь [8]. Съ большимъ торжествомъ встрѣченъ былъ святый Василій въ Рязани: самъ князь, все духовенство города съ крестнымъ ходомъ вышли на встрѣчу ему. Князь принялъ святителя съ большою радостью, радовались и жители Рязани [9].

Съ того времени престолъ епископскій навсегда перешелъ изъ Мурома въ Рязань, и епископы, живя здѣсь, стали именоваться Рязанско-Муромскими. Каѳедральный храмъ Рязанской епархіи былъ во имя благовѣрныхъ князей Бориса и Глѣба, такъ какъ святый Глѣбъ признавался покровителемъ Рязанско-Муромской области. Чудотворная икона, которую принесъ на своихъ рукахъ святый Василій, осталась въ Рязани и донынѣ находится здѣсь въ каѳедральномъ соборѣ. Она называется Муромскою, а въ память того, что предъ нею молился святый Василій, оскорбленный напраснымъ обвиненіемъ своей паствы, именуется еще — «Моленіе святаго Василія» [10].

Не имѣется свѣдѣній о томъ, какъ протекла жизнь и дѣятельность святаго Василія въ Рязани, но можно думать, что и здѣсь онъ претерпѣлъ рядъ скорбей, лишеній и огорченій. Княжество Рязанское въ то время окрайное, близкое къ Ордѣ, много терпѣло отъ нападеній Татаръ. Въ 1277 году Татары приходили на Рязань и, надѣлавши много зла, возвратились домой. Прошло десять лѣтъ и случилось новое бѣдствіе: Элортай изъ Орды приходилъ ратью на Рязань, Муромъ и Мордву и, сотворивъ много зла, ушелъ восвояси. Ужасы татарскаго нашествія, вмѣстѣ съ вѣрной паствой своей, пережилъ и святый Василій. Возможно, что въ его время перенесены были изъ Старой Рязани, разоренной Татарами, въ Переяславль Рязанскій столица княжества и престолъ епископіи. Такъ говорится въ службѣ святому Василію, гдѣ изображается «шествіе святителя на мантіи по водамъ въ богоспасаемый градъ Переяславль». То же самое утверждаютъ и мѣстныя преданія. Разсказываютъ, будто сторожъ церкви Бориса и Глѣба, старецъ благочестивой жизни, цѣлую недѣлю мелъ и чистилъ въ церкви и вокругъ нея передъ прибытіемъ святителя въ Переяславль Рязанскій. Священники спросили его, почему онъ такъ хлопочетъ. Старецъ отвѣчалъ:

— «Великій гость прибудетъ къ намъ».

Другое преданіе гласитъ, что въ Переяславлѣ Рязанскомъ торжественно не встрѣчали святаго Василія. Первыя увидали его по рѣкѣ Трубежу на мантіи съ образомъ Богородицы двѣ женщины, пришедшія на рѣку за водою.

Переселеніе святаго Василія изъ Старой Рязани въ Переяславль Рязанскій, по одному извѣстію, произошло въ 1291 году.

Недолго пастырствовалъ святый Василій въ Переяславлѣ: въ 1295 году онъ скончался. Честныя мощи его были погребены въ храмѣ святыхъ Бориса и Глѣба.

Память святителя Василія стала праздноваться издавна. 10 іюня 1609 года архіепископъ Рязанскій Ѳеодоритъ [11] открылъ нетлѣнныя мощи святаго Василія и неренесъ ихъ торжественно изъ Борисоглѣбской церкви въ соборъ Успенскій (нынѣ Рождественскій [12]). Они положены подъ спудомъ. Съ тѣхъ поръ началось его мѣстное чествованіе. Прибѣгающіе съ вѣрою къ ракѣ мощей его получаютъ помощь и заступленіе. Чаще всего обращаются къ святому Василію отправляющіеся въ путь, особенно по водамъ, вѣруя, что онъ спасаетъ въ пути — на сушѣ отъ напасти, на водахъ отъ потопленія. Празднованіе святителю Василію, кромѣ 12 апрѣля, совершается еще 10 іюля, 31 мая и въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ.

 

Примѣчанія:

[1] Въ древнихъ лѣтописяхъ о св. Василіи содержится одно только краткое извѣстіе, именно о его кончинѣ. Сказаніе о немъ, написанное по слуху, изъ народнаго преданія, появилось въ XVI в. Его авторомъ, какъ предполагаютъ, былъ Ермолай, протопопъ Московскаго придворнаго собора Спаса на Бору.

[2] Муромъ — уѣздн. городъ Владимір. губ., существовалъ до призванія Варяговъ.

[3] Въ древнемъ сказаніи современнымъ св. Василію Муромскимъ княземъ названъ Георгій Ярославичъ, обновитель Мурома (1345-1354 гг.). Но это едва ли вѣрно: дѣятельность св Василія I, епископа Рязанскаго, падаетъ на болѣе раннее время — скончался онъ, какъ говоритъ лѣтопись, въ 1295 г. Если же излагаемое здѣсь сказаніе относить къ Василію II, епископу Рязанскому, какъ дѣлаютъ это нѣкоторые историки, то опять таки нельзя согласить времени княженія Георгія Ярославича съ временемъ управленія названнаго святителя: князь скончался въ 1354 г., Василій II поставленъ св. митр. Алексіемъ послѣ кончины князя, въ 1356 г. — Затѣмъ, по сказанію о св. Василіи, Старая Рязань тогда была населеннымъ городомъ, мѣстожительствомъ князей Рязансквхъ, но такъ было въ XIII стол., въ половинѣ же XIV в., она, разоренная Татарами, лежала въ развалинахъ; стольнымъ городомъ княжества сталъ Переяславль Рязанскій — нынѣшняя Рязань. Наконецъ, вѣра и преданіе церкви Рязанской стоятъ за то, что ниже передаваемое сказаніе относится къ епископу Василію I, а не къ Василію II.

[4] Память благовѣрнаго кн. Константина 21 мая.

[5] На мѣстѣ древняго Благовѣщенскаго собора (въ концѣ г. Мурома, къ сѣверо-западу, въ такъ называемомъ Старомъ Городищѣ, на небольшой возвышенности недалеко отъ р. Оки) основанъ царемъ Іоанномъ Грознымъ въ 1563 г. Благовѣщенскій мужской монастырь, существующій донынѣ. Въ главномъ храмѣ монастыря открыто почиваютъ мощи благовѣрнаго князя Константина, просвѣтителя Мурома, и его двухъ сыновей Михаила и Ѳеодора.

[6] Съ того времени за Муромцами осталось народное прозвище — «святогоны».

[7] Въ древней Руси часы дня считались отъ восхода солнца.

[8] Столица древнихъ Рязанскихъ князей въ настоящее время есть село Старая Рязань на Окѣ, въ 50 верстахъ внизъ отъ нынѣшней Рязани и въ 2 верстахъ внизъ отъ уѣзднаго города Спасска.

[9] Рязанскимъ княземъ былъ въ то время, вѣроятно, Ѳеодоръ Романовичъ (1270-1294 гг.).

[10] Какъ чудотворной иконѣ, впослѣдствіи стали совершать и доселѣ совершаютъ въ честь ея празднество въ первую недѣлю по Пасхѣ. — Въ «Книгѣ глаголемой о святыхъ» сообщается, что св. Василій приплылъ на мантіи не только съ образомъ Пресвятой Богородицы, но и «со двумя колоколы». Однако сообщеніе это ничѣмь еще не подтверждается.

[11] Ѳеодоритъ укравлялъ Рязанской епархіей съ 1605 г. по 1617 г.

[12] Въ 1836 г. на средства одного почитателя св. Василія, на мѣстѣ обрѣтенія его мощей сооруженъ чугунный памятникъ, на четырехъ сторонахъ котораго изображены главныя событія изъ жизни святителя.

 

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 570-574.

Просмотров: 342 | Добавил: Solomon | Теги: преподобного онуфрия великого, петров пост, жития