12:05 25 июнь 2017 г. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост | |
ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО И ИНЫХ ОТШЕЛЬНИКОВПреподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до указанного для подвигов места и оставил одного. Ежегодно старец приходил к нему и через несколько лет, придя к преподобному Онуфрию, скончался. По просьбе преподобного Пафнутия преподобный Онуфрий рассказал о своих подвигах и трудах и о том, как Господь утешил его: около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды, и преподобный не терпел голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя. Ангел приносил святому хлеб и каждые субботу и воскресенье причащал его, как и других пустынников, Святых Тайн. Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы провели в молитве. После утреннего пения преподобный Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось, и испугался за него. Святой Онуфрий сказал: «Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему». Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам ради их спасения. Преподобный Пафнутий просил благословения остаться в пустыне, но святой Онуфрий сказал, что на это нет воли Божией, и велел вернуться в обитель и поведать всем о жизни Фиваидских пустынников. Благословив преподобного Пафнутия и простившись с ним, святой Онуфрий долго со слезами молился, затем возлег на землю, произнес свои последние слова: «В руки Твои, Боже мой, предаю дух мой», – и скончался. Преподобный Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды подкладку и завернул в нее тело великого пустынника, которое положил в углубление большого камня, наподобие гроба, и засыпал множеством мелких камней. Затем он стал молиться, чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте подвигов преподобного Онуфрия. Внезапно пещера обвалилась, пальма засохла, а источник иссяк. Поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный Пафнутий отправился в обратный путь. Через 4 дня преподобный Пафнутий дошел до пещеры, где его встретил пустынник, пребывавший в пустыне более 60 лет. Кроме двух других старцев, с которыми он подвизался вместе, этот пустынник никого не видел. Всю неделю подвижники проводили в одиночестве в пустыне, а в субботу и воскресенье сходились вместе для псалмопения. Питались они хлебом, который приносил Ангел. Так как была суббота, пустынники собрались вместе. Вкусив полученный от Ангела хлеб, они всю ночь провели в молитве. Уходя, преподобный Пафнутий спросил имена старцев, но они сказали: «Бог, знающий все, знает и имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в Горних селениях Божиих». Продолжая путь, преподобный Пафнутий встретил оазис, который поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из пустыни к нему вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши рассказали преподобному Пафнутию, что в детстве они жили в городе Оксиринхе (Верхняя Фиваида) и вместе обучались грамоте. Они горели желанием посвятить свою жизнь Богу. Сговорившись уйти в пустыню, юноши вышли из города и после нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий светом муж и привел к старцу-пустыннику. «Вот уже шесть лет, – сказали юноши, – мы живем на этом месте. Старец наш прожил здесь один год и преставился. Мы живем сейчас одни, питаемся плодами деревьев, а вода у нас из источника». Юноши назвали свои имена. Это были святые Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и возносили общую молитву. В эти дни являлся Ангел и причащал их Святых Тайн. Ради преподобного Пафнутия они не ушли в пустыню, а всю неделю молились все вместе. В следующую субботу и воскресенье святой Пафнутий вместе с юношами сподобился причаститься из рук Ангела Святых Тайн и услышать сказанные Ангелом слова: «Да будет вам пищей нетленной, веселием нескончаемым и жизнью вечной Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Бога нашего». Преподобный Пафнутий дерзнул испросить у Ангела позволения до конца дней остаться в пустыне. Ангел ответил, что Бог указал ему иной путь – возвратиться в Египет и поведать всем христианам о жизни пустынников. Простясь с юношами, преподобный Пафнутий через три дня пути вышел к краю пустыни. Здесь находился небольшой скит. Братия встретили его с любовью. Преподобный Пафнутий рассказал все, что узнал о святых отцах, встреченных им в глубине пустыни. Братия подробно записали рассказ преподобного Пафнутия и распространили его по другим скитам и монастырям. Преподобный Пафнутий благодарил Бога, сподобившего его узнать о высокой жизни отшельников Фиваидской пустыни, и возвратился в свою обитель. «Житие преподобного отца нашего Онуфрия Великого» в изложении свт. Димитрия Ростовского. Сказаніе о святомъ Василіи, епископѣ Рязанскомъ [1]. Святый Василій началъ свое архипастырское служеніе въ Муромѣ, одномъ изъ древнѣйшихъ городовъ русскихъ [2], принадлежавшемъ въ его время (въ XIII вѣкѣ) къ Муромско-Рязанскому княжеству, а закончилъ въ Рязани. Ни о происхожденіи и воспитаніи, ни о начальныхъ подвигахъ, ни о годѣ вступленія святителя на муромскую каѳедру, ни о пастырскихъ трудахъ и скорбяхъ его не сохранилось извѣстій [3]. Извѣстно только, при какихъ обстоятельствахъ епископъ Василій, «мужъ праведный и благочестивый», оставилъ Муромъ. Врагъ человѣческаго спасенія и древній губитель душъ христіанскихъ началъ всячески вредить святому: желая выставить его блудникомъ, діаволъ принималъ видъ дѣвицы и являлся въ окнѣ святительской келліи предъ народомъ, иногда же выходилъ въ такомъ видѣ изъ храмины епископа. И народъ и бояре не разъ видѣли это и обвинили праведника въ нечистой жизни, потомъ рѣшили наказать его своею властью, помимо высшаго церковнаго суда. Въ одинъ день къ вечеру собрались они, пришли къ храминѣ своего епископа, и вотъ предъ многолюдной толпой дѣвица побѣжала по ступенямъ лѣстницы, ведущей въ келлію святаго Василія, держа сапоги въ рукахъ своихъ. Возмущенный народъ громко закричалъ: — «О, епископъ! непозволительно тебѣ имѣть дѣвицу въ храминѣ своей, на ложѣ своемъ». Святый Василій сказалъ народу: — «Неповиненъ я этому блудному дѣлу». Слыша это, народъ еще громче кричалъ: — «Лжешь ты, епископъ, ибо мы всѣ видѣли дѣвицу, бѣжащую къ тебѣ». Видѣлъ праведникъ мятежъ; слышалъ шумъ собравшагося народа; до него долетали угрозы: «убьемъ его за это». Тогда онъ обращается къ своимъ обвинителямъ съ мольбою: — «Дайте мнѣ не много времени — только до третьяго часа утра». Народъ внялъ просьбѣ владыки и разошелся по домамъ. Тогда святый Василій сталъ на молитву, въ храмѣ во имя страстотерпцевъ Бориса и Глѣба отслужилъ всенощную, потомъ литургію и отсюда отправился въ главный храмъ города во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Предъ иконой Пречистой, принесенной изъ Кіева просвѣтителемъ Мурома, благовѣрнымъ княземъ Константиномъ [4], горячо молился святитель. Окончивъ молебное пѣніе, онъ взялъ на руки святую икону Богоматери съ Предвѣчнымъ Младенцемъ, такъ какъ на Заступницу нашу онъ возложилъ надежду своего спасенія, и пошелъ изъ церкви Благовѣщенія — изъ своего каѳедральнаго храма на рѣку Оку, на высокомъ берегу которой стоялъ храмъ [5]. Народъ и вельможи, собравшись изгнать своего владыку, по ихъ мнѣнію, недостойнаго, хотѣли дать ему судно, чтобы онъ плылъ на немъ, куда хочетъ. Но святому не понадобилась услуга оскорбившей его паствы. Онъ стоялъ на берегу Оки съ Богородичнымъ образомъ, потомъ, снявъ съ себя мантію, простеръ ее по водѣ и вступилъ на мантію, держа святую икону. И тотчасъ святый Василій быстро понесся противъ теченія рѣки. Увидѣвъ такое чудо, всѣ муромцы отъ стара и до мала со слезами говорили въ слѣдъ ему: — «О, святый владыко Василій! Прости насъ грѣшныхъ рабовъ твоихъ, согрѣшившихъ предъ тобою. Кому оставляешь насъ сирыхъ? Не забудь насъ рабовъ твоихъ». Но святитель былъ уже далеко: во мгновеніе ока онъ исчезъ изъ глазъ Муромскаго народа вверхъ по Окѣ [6]. Это чудо произошло въ третьемъ часу дня, и въ тотъ же день, въ девятомъ часу [7] святый Василій принесенъ былъ на мѣсто, называемое Старая Рязань, отъ Мурома вверхъ по Окѣ болѣе чѣмъ на двѣсти верстъ. Въ то время князья Рязанскіе жили здѣсь [8]. Съ большимъ торжествомъ встрѣченъ былъ святый Василій въ Рязани: самъ князь, все духовенство города съ крестнымъ ходомъ вышли на встрѣчу ему. Князь принялъ святителя съ большою радостью, радовались и жители Рязани [9]. Съ того времени престолъ епископскій навсегда перешелъ изъ Мурома въ Рязань, и епископы, живя здѣсь, стали именоваться Рязанско-Муромскими. Каѳедральный храмъ Рязанской епархіи былъ во имя благовѣрныхъ князей Бориса и Глѣба, такъ какъ святый Глѣбъ признавался покровителемъ Рязанско-Муромской области. Чудотворная икона, которую принесъ на своихъ рукахъ святый Василій, осталась въ Рязани и донынѣ находится здѣсь въ каѳедральномъ соборѣ. Она называется Муромскою, а въ память того, что предъ нею молился святый Василій, оскорбленный напраснымъ обвиненіемъ своей паствы, именуется еще — «Моленіе святаго Василія» [10]. Не имѣется свѣдѣній о томъ, какъ протекла жизнь и дѣятельность святаго Василія въ Рязани, но можно думать, что и здѣсь онъ претерпѣлъ рядъ скорбей, лишеній и огорченій. Княжество Рязанское въ то время окрайное, близкое къ Ордѣ, много терпѣло отъ нападеній Татаръ. Въ 1277 году Татары приходили на Рязань и, надѣлавши много зла, возвратились домой. Прошло десять лѣтъ и случилось новое бѣдствіе: Элортай изъ Орды приходилъ ратью на Рязань, Муромъ и Мордву и, сотворивъ много зла, ушелъ восвояси. Ужасы татарскаго нашествія, вмѣстѣ съ вѣрной паствой своей, пережилъ и святый Василій. Возможно, что въ его время перенесены были изъ Старой Рязани, разоренной Татарами, въ Переяславль Рязанскій столица княжества и престолъ епископіи. Такъ говорится въ службѣ святому Василію, гдѣ изображается «шествіе святителя на мантіи по водамъ въ богоспасаемый градъ Переяславль». То же самое утверждаютъ и мѣстныя преданія. Разсказываютъ, будто сторожъ церкви Бориса и Глѣба, старецъ благочестивой жизни, цѣлую недѣлю мелъ и чистилъ въ церкви и вокругъ нея передъ прибытіемъ святителя въ Переяславль Рязанскій. Священники спросили его, почему онъ такъ хлопочетъ. Старецъ отвѣчалъ: — «Великій гость прибудетъ къ намъ». Другое преданіе гласитъ, что въ Переяславлѣ Рязанскомъ торжественно не встрѣчали святаго Василія. Первыя увидали его по рѣкѣ Трубежу на мантіи съ образомъ Богородицы двѣ женщины, пришедшія на рѣку за водою. Переселеніе святаго Василія изъ Старой Рязани въ Переяславль Рязанскій, по одному извѣстію, произошло въ 1291 году. Недолго пастырствовалъ святый Василій въ Переяславлѣ: въ 1295 году онъ скончался. Честныя мощи его были погребены въ храмѣ святыхъ Бориса и Глѣба. Память святителя Василія стала праздноваться издавна. 10 іюня 1609 года архіепископъ Рязанскій Ѳеодоритъ [11] открылъ нетлѣнныя мощи святаго Василія и неренесъ ихъ торжественно изъ Борисоглѣбской церкви въ соборъ Успенскій (нынѣ Рождественскій [12]). Они положены подъ спудомъ. Съ тѣхъ поръ началось его мѣстное чествованіе. Прибѣгающіе съ вѣрою къ ракѣ мощей его получаютъ помощь и заступленіе. Чаще всего обращаются къ святому Василію отправляющіеся въ путь, особенно по водамъ, вѣруя, что онъ спасаетъ въ пути — на сушѣ отъ напасти, на водахъ отъ потопленія. Празднованіе святителю Василію, кромѣ 12 апрѣля, совершается еще 10 іюля, 31 мая и въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ.
Примѣчанія: [1] Въ древнихъ лѣтописяхъ о св. Василіи содержится одно только краткое извѣстіе, именно о его кончинѣ. Сказаніе о немъ, написанное по слуху, изъ народнаго преданія, появилось въ XVI в. Его авторомъ, какъ предполагаютъ, былъ Ермолай, протопопъ Московскаго придворнаго собора Спаса на Бору. [2] Муромъ — уѣздн. городъ Владимір. губ., существовалъ до призванія Варяговъ. [3] Въ древнемъ сказаніи современнымъ св. Василію Муромскимъ княземъ названъ Георгій Ярославичъ, обновитель Мурома (1345-1354 гг.). Но это едва ли вѣрно: дѣятельность св Василія I, епископа Рязанскаго, падаетъ на болѣе раннее время — скончался онъ, какъ говоритъ лѣтопись, въ 1295 г. Если же излагаемое здѣсь сказаніе относить къ Василію II, епископу Рязанскому, какъ дѣлаютъ это нѣкоторые историки, то опять таки нельзя согласить времени княженія Георгія Ярославича съ временемъ управленія названнаго святителя: князь скончался въ 1354 г., Василій II поставленъ св. митр. Алексіемъ послѣ кончины князя, въ 1356 г. — Затѣмъ, по сказанію о св. Василіи, Старая Рязань тогда была населеннымъ городомъ, мѣстожительствомъ князей Рязансквхъ, но такъ было въ XIII стол., въ половинѣ же XIV в., она, разоренная Татарами, лежала въ развалинахъ; стольнымъ городомъ княжества сталъ Переяславль Рязанскій — нынѣшняя Рязань. Наконецъ, вѣра и преданіе церкви Рязанской стоятъ за то, что ниже передаваемое сказаніе относится къ епископу Василію I, а не къ Василію II. [4] Память благовѣрнаго кн. Константина 21 мая. [5] На мѣстѣ древняго Благовѣщенскаго собора (въ концѣ г. Мурома, къ сѣверо-западу, въ такъ называемомъ Старомъ Городищѣ, на небольшой возвышенности недалеко отъ р. Оки) основанъ царемъ Іоанномъ Грознымъ въ 1563 г. Благовѣщенскій мужской монастырь, существующій донынѣ. Въ главномъ храмѣ монастыря открыто почиваютъ мощи благовѣрнаго князя Константина, просвѣтителя Мурома, и его двухъ сыновей Михаила и Ѳеодора. [6] Съ того времени за Муромцами осталось народное прозвище — «святогоны». [7] Въ древней Руси часы дня считались отъ восхода солнца. [8] Столица древнихъ Рязанскихъ князей въ настоящее время есть село Старая Рязань на Окѣ, въ 50 верстахъ внизъ отъ нынѣшней Рязани и въ 2 верстахъ внизъ отъ уѣзднаго города Спасска. [9] Рязанскимъ княземъ былъ въ то время, вѣроятно, Ѳеодоръ Романовичъ (1270-1294 гг.). [10] Какъ чудотворной иконѣ, впослѣдствіи стали совершать и доселѣ совершаютъ въ честь ея празднество въ первую недѣлю по Пасхѣ. — Въ «Книгѣ глаголемой о святыхъ» сообщается, что св. Василій приплылъ на мантіи не только съ образомъ Пресвятой Богородицы, но и «со двумя колоколы». Однако сообщеніе это ничѣмь еще не подтверждается. [11] Ѳеодоритъ укравлялъ Рязанской епархіей съ 1605 г. по 1617 г. [12] Въ 1836 г. на средства одного почитателя св. Василія, на мѣстѣ обрѣтенія его мощей сооруженъ чугунный памятникъ, на четырехъ сторонахъ котораго изображены главныя событія изъ жизни святителя.
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 570-574. | |
Просмотров: 342 | | |