10:33
23 июля 2017 г. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Сказаніе о перенесеніи честной ризы Господа нашего Iисуса Христа изъ Персіи въ царствующій градъ Москву.

Во дни благовѣрнаго царя и великаго князя, самодержца всей Россіи, Михаила Ѳеодоровича [1], въ патріаршествованіе же святѣйшаго Филарета [2], отца царева по плоти и духу, — въ Персіи царствовалъ шахъ Аббасъ [3]. Питая любовь и расположеніе къ благовѣрному царю Михаилу, Аббасъ часто отправлялъ къ нему пословъ съ дарами [4]; подобно сему и россійскій царь присылалъ къ нему пословъ съ дарами. Въ 7133 году отъ сотворенія міра (отъ Рождества же Христова въ 1625-мъ году), въ мартѣ мѣсяцѣ прибылъ въ Москву къ благовѣрному царю Михаилу отъ шаха нѣкій славный посолъ, по имени Урусамбекъ; посолъ этотъ былъ отправленъ вышеупомянутымъ шахомь Аббасомъ. Урусамбекъ привезъ съ собою посланіе и много цѣнныхъ подарковъ благовѣрному царю Михаилу. Кромѣ того онъ принесъ съ собою посланіе и драгоцѣнный подарокъ святѣйшему патріарху Фидарету, — именно: ризу Господа нашего Іисуса Христа, положенную въ золотомъ ковчегѣ, украшенномъ драгоцѣнными камнями. Въ этомъ посланіи персидскій шахъ извѣщалъ, что риза Христова найдена, во время завоеванія Иверской страны [5], въ митрополичьей ризницѣ, гдѣ она была запечатана въ одномъ изъ крестовъ; взявъ эту ризу, шахъ и отправилъ ее въ даръ святѣйшему патріарху московскому. Въ томъ же посланіи персидскій шахъ прославлялъ великое имя Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа въ такихъ словахъ:

— «Кто не будетъ чтить Его (Господа Іисуса Христа), какъ Бога, тотъ пусть будетъ сожженъ на огнѣ безъ всякаго милосердія; и да будетъ достоинъ всякой чести и прославленъ тотъ, кто разожжетъ огонь для такого богохульника».

Святѣйшій патріархъ Филаретъ съ радостію принялъ сей великій даръ, болѣе драгоцѣнный, чѣмъ всѣ земные, самые дорогіе, подарки; потомъ патріархъ Филаретъ призвалъ къ себѣ находившихся въ то время въ Москвѣ опытныхъ греческихъ старцевъ; одни изъ сихъ старцевъ прибыли въ Москву изъ Іерусалима, другіе изъ странъ греческихъ; среди нихъ былъ, между прочимъ, Нектарій, впослѣдствіи архіепископъ Вологодскій и Великопермскій, а также и Іоанникій, незадолго передъ тѣмъ прибывшій въ Москву со святѣйшимъ Ѳеофаномъ, патріархомъ Іерусалимскимъ. Святѣйшій патріархъ Филаретъ спросилъ этихъ старцевъ-грековъ, — знаютъ ли они что-нибудь о ризѣ Господней и что говорятъ о ней въ странахъ греческихъ? Каждый изъ старцевъ повѣдалъ то, что ему было извѣстно о ризѣ Господней. Между прочимъ архіепископъ Нектарій сказалъ:

— «Когда я былъ архидіакономъ у святѣйшаго патріарха константинопольскаго, случилось мнѣ быть посланнымъ отъ него ради нѣкоторыхъ церковныхъ надобностей въ страну Иверскую. Былъ я здѣсь случайно въ церкви, именуемой «Илета»: здѣсь я замѣтилъ на правомъ клиросѣ у перваго столпа много возженныхъ свѣчъ. Я спросилъ священниковъ, бывшихъ тамъ:

— «Что это?»

Они отвѣчали мнѣ, что здѣсь положена риза Христова; сказали, что принесъ ее одинъ изъ воиновъ ихъ страны, бывшій въ Іерусалимѣ при распятіи Господа; повѣдали также, что много чудесъ творилось сею ризою Христовою».

Другіе изъ грековъ сказали святѣйшему патріарху, что вездѣ, — какъ въ Палестинѣ, такъ и въ странахъ греческихъ, — правовѣрные единогласно утверждаютъ, что риза Господня находится въ Иверіи; ибо при распятіи Господа былъ нѣкій воинъ изъ страны иверской; этотъ воинъ получилъ по жребію ризу Господню (Іоан. 19, 23-24), послѣ чего отнесъ ее въ свою родную страну — Иверію и отдалъ ее здѣсь, какъ драгоцѣнный подарокъ, своей родной сестрѣ, бывшей отроковицею; вслѣдъ затѣмъ этотъ воинъ повѣдалъ всѣмъ о томъ, что было въ Іерусалимѣ съ Господомъ Іисусомъ Христомъ. Отроковица, услыхавъ разсказъ того воина, возлюбила ризу Господню и съ благоговѣніемъ хранила ее. Спустя непродолжительное время послѣ этого, отроковица та умерла. Умирая, она завѣщала погребсти ея тѣло, вмѣсто обычныхъ погребальныхъ одеждъ, въ ризѣ Господней. Такъ и было сдѣлано. Спустя нѣкоторое время надъ могилою той отроковицы выросло большое и очень красивое дерево. Въ царствованіе великаго Константина, императора греко-римскаго [6] (когда Иверія была просвѣщена святымъ крещеніемъ), изъ этого дерева стало истекать благовонное и цѣлебное мѵро; этимъ мѵромъ помазывались всѣ, одержимые какою-либо болѣзнью или недугомъ, и получали исцѣленіе. Правовѣрные цари иверскіе, видя таковыя славныя чудеса, выстроили надъ тѣмъ древомъ красивую церковь, и назначили быть при ней епископу. По прошествіи многихъ лѣтъ, когда, по попущенію Божію, персы плѣнили въ первый разъ Иверію, тогда они разорили и ту церковь, при которой находилось то мѵроточивое древо. Впослѣдствіи Иверія освободилась отъ ига персидскаго; однако древа тамъ уже не было, и мѵро многоцѣлебное уже не истекало изъ мѣста того; только столпъ означалъ то мѣсто. Что же касается до ризы Господней, то всѣ единогласно утверждали, что она находится въ Иверіи; многіе полагали, что она взята была, по смотрѣнію Божію, во время плѣненія персидскаго, вѣрующими съ того гроба для сохраненія въ неприкосновенности; какимъ же образомъ она оказалась потомъ въ церкви митрополіи, — объ этомъ не сохранилось никакихъ извѣстій.

Святѣйшій патріархъ Филаретъ выслушалъ всѣ сообщенія о ризѣ Господней; потомъ посовѣтовался съ преосвященными россійскими архіереями (тогда было время святой четыредесятницы); по совѣту съ ними былъ объявленъ строгій постъ и молитва. Потомъ, совершивъ всенощное бдѣніе въ недѣлю крестопоклонную, святѣйшій патріархъ повелѣлъ ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на недужныхъ подобно тому, какъ въ древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крестъ Христовъ для удостовѣренія всѣхъ въ его истинности [7]. И какъ тогда крестъ Христовъ былъ узнанъ по причинѣ силы, коею воскресъ мертвецъ, такъ и теперь подобнымъ же образомъ всѣ удостовѣрились въ истинности ризы Господней; ибо отъ нея получили исцѣленіе и скорое выздоровленіе всѣ болящіе, на которыхъ она возлагалась.

И благовѣрный царь и святѣйшій патріархъ преисполнились великой радости о такой благодати: потомъ приказали устроить въ великой соборной церкви Успенія Пресвятой Богородицы, на западной сторонѣ, въ правомъ углу, почетное и особо украшенное мѣсто, гдѣ было изображеніе живоноснаго гроба Христова. Здѣсь и была положена честная риза Господня. Сія риза и доселѣ зрится и съ благоговѣніемъ почитается всѣми; отъ нея и донынѣ подаются исцѣленія всѣмъ болящимъ, притекающимъ къ ней съ вѣрою [8].

Установлено же было празднованіе положенія честной ризы Господней въ 10-й день мѣсяца іюля [9] во славу Христа, Бога нашего, прославляемаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Михаилъ Ѳеодоровичъ царствовалъ съ 1613 г. по 1645 г.
[2] Патріаршествовалъ съ 1619 г. по 1633 г.
[3] Шахъ Аббасъ I, по прозванію Великій, управлялъ Персіей съ 1586 г. по 1628 г. Аббасъ I былъ однимъ изъ самыхъ замѣчательныхъ государей Персіи. Онъ сдѣлалъ много полезныхъ для страны реформъ, преобразовалъ военное устройство страны, строилъ дороги и мосты, заботился о возобновленіи и украшеніи городовъ и старался оживить торговлю съ Индіей и Европой. Къ христіанамъ относился милостиво.
[4] Шахъ Аббасъ (I) поддерживалъ дружественныя сношенія съ Михаиломъ Ѳеодоровичемъ въ торговыхъ и политическихъ цѣляхъ. Онъ отправлялч. часто пословъ и въ другія европейскія страны: Францію, Англію, Испанію и Нидерланды.
[5] Иверія — современная Грузія. Она была завоевана (не вся, а большая ея часть) шахомъ Аббасомъ въ 1613 г. Начало христіанству положено было въ Грузіи проповѣдію св. Нины равноапостольной въ нач. IV в. (память ея — 14-го января). Антіохійскій патріархъ Евстаѳій (323-340 гг.) учредилъ архіепископію въ главномъ иверскомъ городѣ Мцхетѣ, которая была подчинена сначала антіохійскому, а потомъ константинопольскому патріарху. При антіохійскомъ патріархѣ Петрѣ (493-495 гг.) состоялось соборное опредѣленіе о томъ, чтобы церковь Иверская была автокефальною (самостоятельною). Въ 1783 г., когда грузинскій царь Ираклій призналъ надъ собою верховную власть Россіи, иверскіе первосвятители Высочайше пожалованы были званіемъ Членовъ Святѣйшаго Синода, а въ 1811 году для управленія Грузинскою церковью учрежденъ былъ Грузинскій экзархатъ.
[6] Управлялъ Римскою имперіею съ 306 г. по 337 г.
[7] Подробнѣе объ этомъ см. подъ 14-мъ числомъ сентября мѣсяца.
[8] Нынѣ [на нач. XX в. — прим. А. К.] двѣ части ризы Господней находятся въ Петербургѣ: одна въ Придворномъ соборѣ, другая въ Петропавловскомъ.
[9] Событіе перенесенія честной ризы Господней имѣло мѣсто въ мартѣ мѣсяцѣ, во время великаго поста; но ради великопостнаго времени празднованіе перенесенія честной ризы Господней перенесено на 10 іюля; этотъ день былъ кануномъ торжественнаго дня коронованія царя Михаила Ѳеодоровича. Службу на день Положенія ризы Господней составилъ Кипріанъ, митрополитъ Крутицкій. Въ этой службѣ, призывая вѣрныхъ къ поклоненію Божественной и цѣлебной ризѣ Спасителя, Церковь возглашаетъ, что эта риза есть хитонъ, драгоцѣнный и по силѣ цѣленія, и потому, что ею облекалась святая и живоносная плоть Богочеловѣка. Облеченный ризою, «совершенъ сый по существу Богъ, и человѣкъ видѣнъ бысть совершенъ: Богочеловѣческій образъ увѣряя, Божественной плоти Своея ризы намъ, яко стѣну и покровъ, даровалъ есть. Божественныя ризы Твоея приближеніемъ насъ освятилъ еси». Въ день праздника Ризы Господней священнослужащій выносилъ ее, по подобію креста, на головѣ на средину храма для поклоненія. Посему въ пѣснопѣніяхъ церковныхъ мы слышимъ призываніе: «Кресту Твоему честному и ризѣ святѣй покланяемся, Преблагій, и любовію облобызаемъ».
Объ установленіи этого праздника было объявлено царскими и патріаршими грамотами. Это видно изъ грамоты тверского архіепископа къ колязинскому игумену Евѳимію. — «Въ нынѣшнемъ 1626 году, — пишетъ архіепископъ, — въ 24 день января, присланы къ намъ отъ Государя Царя Великаго Князя Михаила Ѳеодоровича и всея Россіи и отъ Великаго Государя и Отца нашего святѣйшаго патріарха Филарета Никитича Московскаго и всея Россіи грамоты. Въ нихъ написано: въ прошломъ 1625 году, въ 11 день марта, приходилъ къ Царю Михаилу Ѳеодоровичу и святѣйшему патріарху Филарету Никитичу изъ Кизылъ-Башъ отъ государя Аббасъ-Шаха посолъ, Грузинецъ Урусамбекъ, и послѣ поклона царю и святѣйшему патріарху поднесъ послѣднему украшенный драгоцѣнными каменьями золотой ковчегъ съ срачицею или хитономъ Іисуса Христа. Въ тотъ же день, на своемъ дворѣ Великій Государь и отецъ нашъ, святѣйшій патріархъ Филаретъ, со своими сослужебниками — Кипріаномъ митрополитомъ Сарскимъ и Подонскимъ, съ Нектаріемъ архіепископомъ Грекомъ, съ архимандритами, игуменами, протоіереями и всѣмъ священнымъ соборомъ осматривали ковчегъ и увидѣли въ немъ ризу полотняну, тканую, красноватую и давнихъ лѣтъ. Въ 18 день марта святѣйшій патріархъ Филаретъ говорилъ съ сыномъ своимъ, царемъ и Великимъ княземъ Михаиломъ Ѳеодоровичемъ, что святыня, которую называютъ срачицею Христовою, прислана отъ иновѣрнаго царя Аббасъ-Шаха, и что безъ истиннаго свидѣтельства принять ее нельзя: слово невѣрныхъ безъ испытанія по свидѣтельство не пріемлется. Посему соборомъ 26 марта изъ патріарха, архіепископа, архимандритовъ, игуменовъ и старцевъ въ монастыряхъ уложили семидневный постъ и молитву, а священнослужителямъ прочихъ храмовъ служити литургію и молитися, чтобы Господь Богъ о той святыни проявилъ волю Свою. Благодатію и человѣколюбіемъ и иеизреченною милостію Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа до исполненія седмицы совершились отъ ризы Господней многія исцѣленія; а кому именно, въ который день и отъ какой болѣзни, о томъ подлинная роспись прислана къ намъ въ Тверь, за печатію Великаго Государя и Филарета Никитича, святѣйшаго патріарха Московскаго и всея Россіи. Итакъ тебѣ игумену со іеромонахами и братіею собраться въ соборную церковь и велѣть здѣсь главному діакону прочитать во услышаніе всѣмъ людямъ сію нашу грамоту и по прочтеніи ея совершить Господу молебствіе со звономъ».

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 260-264.


Преподобный Антоний ПечерскийПреподобный Антоний Печерский

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благосло-вением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.

Просмотров: 314 | Добавил: Solomon | Теги: Положение честной ризы, Господа нашего Иисуса Христа, в Москве