13:33
20 января 2022 года. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Соборъ святаго Іоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

На другой день праздника св. Богоявленія Церковь съ самыхъ первыхъ временъ совершаетъ празднованіе собора честнаго и славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна. И вполнѣ прилично было почтить особымъ празднованіемъ того, кто послужилъ таинству Божественнаго крещенія, возложивши руку свою на главу Владыки. Итакъ, тотчасъ послѣ праздника Крещенія Господня соборно почитается и прославляется пѣснопѣніями Креститель. Самое же слово — соборъ означаетъ, что народъ собирается въ церковь для совершенія богослуженія въ честь и похвалу прославляемаго нынѣ великаго Предтечи и Крестителя Іоанна. Таковый соборъ, хотя совершался и совершается во всѣхъ храмахъ вселенной, но съ особенною торжественностью совершается въ храмахъ, посвященныхъ имени Крестителя, какъ это было прежде въ храмѣ его при Іорданѣ, гдѣ онъ крестилъ Христа, и въ Севастіи [1], гдѣ онъ былъ погребенъ по умерщвленіи Иродомъ [2], и въ Антіохіи [3], куда было первоначально принесена правая его рука святымъ евангелистомъ Лукою [4], и въ Царьградѣ, куда впослѣдствіи таже святая рука была перенесена изъ Антіохіи, и гдѣ въ особенности торжественно справляемъ былъ соборъ Крестителя, такъ какъ рука его была перенесена въ самое навечеріе святаго Богоявленія, когда бываетъ освященіе воды: казалось что тогда самъ Креститель прибылъ невидимо на освященіе воды, и великая радость была царямъ и всему народу. Потому-то тогда съ великимъ торжествомъ совершенъ былъ соборъ Крестителя на другой день Богоявленія Господня и продолжалъ праздноваться также и въ послѣдующее время. И мы съ радостію духовною совершаемъ соборъ сего великаго Предтечи и Крестителя Іоанна, моля его о томъ, чтобы онъ просилъ за насъ Владыку Христа собрать насъ въ церкви торжествующихъ, въ вѣчномъ нерукотворенномъ храмѣ на небѣ, и гдѣ бы мы могли слышать голосъ празднующихъ и совершить празднество въ честь вѣчнаго явленія Бога. Тамъ мы можемъ насыщаться со Христомъ видѣніемъ лица Бога, явственно показывающаго Себя святимъ Своимъ, и славить со всѣми небесными ликами Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки, аминь!
 

Примѣчанія:
[1] Севастія — главный городъ Самаріи. Такое названіе этотъ городъ получилъ послѣ того, какъ былъ подаренъ Августомъ Ироду Великому, который совершенно возстановилъ его и украсилъ и, въ благодарность Августу, назвалъ его Севаста, или Севастія, что значитъ городъ Августа.
[2] Разумѣется Иродъ Антипа, сынъ Ирода Великаго, правившій Галилеею и Переею съ титуломь тетрарха, т. е. четвертовластника, властителя надъ четвертою частію Палестины. Онъ имѣлъ законную жену, дочь Аравійскаго царя Ареѳы, но отвергъ ее, и отнялъ жену у Филиппа, брата своего, Иродіаду. Св. Предтеча Господень Іоаннъ обличалъ Ирода за сей беззаконный бракъ. За это Иродъ заключилъ его въ крѣпость Махерунтъ, находившуюся близъ Мертваго моря на границѣ съ Аравіей. Здѣсь злобная Иродіада, воспользовавшись удобнымъ случаемъ, представившимся во время пира, испросила у Ирода чрезъ дочь свою Саломію главу Іоанна Крестителя, и беззаконный царь, посреди пира, повелѣлъ отсѣчь главу Предтечи, что и было исполнено. Сія глава была отнесена Иродіадѣ, которая въ злобной радости исколола Предтечевъ языкъ, а тѣло было выброшено за стѣны крѣпости и найдено здѣсь учениками Крестителя, которые съ честію отнесли его въ Севастію и здѣсь похоронили.
[3] Антіохія — столица Сиріи, древнѣйшій и богатѣйшій городъ; Антіохія лежитъ при рѣкѣ Оронтѣ, верстахъ въ 10 отъ впаденія ея въ Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра.
[4] Апостолъ и Евангелистъ Лука былъ родомъ изъ Антіохіи; потому-то онъ и озаботилcя перенести чеcтную руку Предтечи въ свой родной городъ. Память святаго Луки cовершается въ октябрѣ мѣсяцѣ, въ 18-ый день.

 

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 231-232.



Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.)
Слово въ день собора св. Іоанна Крестителя.

 

Я — голосъ, вопіющаго въ пустынѣ...   

Во времена Іисуса Христа жилъ въ одной пустынѣ Іудейской великій подвижникъ Іоаннъ. Пустыня была безлюдна, дика и одинока. Но къ ней стремился народъ. Люди покидали роскошные домы, оставляли богатѣйшія синагоги, отказывались слушать проповѣди прославленыхъ, нарядныхъ фарисеевъ. Старые и молодые толпами спѣшили принять благословеніе Іоанна, услышать слово человѣка безкорыстнаго, любящаго, преданнаго народу, готоваго положить за правду свою голову, какъ впослѣдствіи и случилось. Этому великому праведнику, который не отличался ни красотой лица, ни силой голоса, люди несли свои души и сердца. Уста Іоанна произносили вѣщанія мудрости, не той мудрости, которая оставляетъ впечатлѣніе на минуту, но той, которая, какъ говоритъ нашъ народъ, переворачиваетъ душу, которая имѣетъ благодатную силу врачевать ее, поднимать ее, вести ее въ совершенству.

Народъ слушалъ и умилялся. Народъ благоговѣлъ предъ Іоанномъ и, видя его безупречную, душеспасительную жизнь, слыша отъ него небесныя, восхитительныя рѣчи, спрашивалъ: кто онъ? — Онъ отвѣчалъ: «Я — простой голосъ, вопіющій въ пустынѣ. Исправься народъ, подготовься встрѣтить Господа, къ тебѣ идущаго»...

Такъ проповѣдывалъ Іоаннъ, желая одного, — чтобы люди, его слушавшіе, почувствовали нужду въ Спасителѣ и готовы были принять Его съ вѣрой и любовью.

Проповѣдью Іоанна и его словами Евангеліе зоветъ всѣхъ насъ къ покаянію и исправленію своего поведенія, къ утвержденію себя въ благочестіи и правдѣ.

Укажу вамъ, точнѣе — направлю вашъ христіанскій слухъ на эти голоса, вопіющіе намъ о Богѣ, о нравственномъ нашемъ исправленіи.

1. Прежде всего, голосъ видимой природы. Поглядите на небо и вокругъ себя, вездѣ и во всемъ вы услышите проповѣдь о величіи Божіемъ. Въ восемнадцатомъ псалмѣ пророкъ говоритъ: небеса проповѣдаютъ славу Божію, и о дѣлахъ рукъ Его вѣщаетъ твердь. Какъ громка эта проповѣдь; она сразу говоритъ ко всѣмъ народамъ цѣлаго міра. Солнце, мѣсяцъ, звѣзды, земля съ ея полями, лѣсами, горами, морями, рѣками, озерами, безконечнымъ разнообразіемъ животныхъ и растеній, — все это проповѣдь о томъ, какъ Господь силенъ, премудръ и бодръ. Всякое созданіе — и великое, и малое — на землѣ напоминаетъ намъ о необходимости творить волю Божію и жить по-человѣчески, такъ какъ всякая тварь живетъ согласно со своими свойствами, которыя она получила отъ природы.

2. Но чей взоръ слѣпъ и не видитъ Божьяго величія въ природѣ, пустъ такой человѣкъ приложитъ свой слухъ къ личной своей совѣсти. Побесѣдуйте и посовѣтуйтесь со своей совѣстью. Это есть неумолчный голосъ Божій. Онъ твердитъ человѣку и наяву и во снѣ, твердитъ одно: «оставь грѣхъ и дѣлай добро». Совѣсть обличаетъ даже въ то время, когда всѣ хвалятъ насъ; она наставляетъ насъ во всякое время, хотя мы ее и не слушаемъ. Ея укорительный взоръ проникаетъ насъ повсюду; отъ совѣсти никуда не скроешься, хотя можно дѣлать и все безобразное. Но нечего говорить, что безсовѣстному тяжело жить и самому; бѣдствіе грозитъ и обществу, гдѣ есть безстыдники.

3. Третій голосъ, говорящій намъ объ исправленіи поведенія — Слово Божіе. Къ великому сожалѣнію, мы почти всѣ глухи къ нему. Ученые кичатся и часто пренебрегаютъ св. Писаніемъ, неученые св. Писанія не знаютъ и не изъявляютъ желанія знать. Даже дожившіе до старости знаютъ много сказокъ, пѣсенъ, анекдотовъ, но совсѣмъ безпамятны на Божественное ученіе. Во многихъ домахъ, и даже, школахъ можно встрѣтить усердное чтеніе разныхъ книгъ, но въ числѣ ихъ рѣдко книги божественныя, боговдохновенныя. Въ бóльшей части домовъ совсѣмъ нѣтъ Библіи, нѣтъ Евангелія. А между тѣмъ, въ этихъ книгахъ человѣкъ находитъ слово Божіе, которое свѣтитъ свѣтомъ истины. Безъ свѣта и солнца гибнетъ растеніе, не можетъ жить безъ нихъ никакое животное. Безъ слова Божія гибнетъ человѣческая душа, гибнетъ во тьмѣ невѣдѣнія и въ полнѣйшемъ огчужденіи отъ пониманія правды, добра и красоты. Сердце человѣческое безъ св. Писанія похоже на камень: сколько его ни грѣй, все онъ холоденъ, твердъ и безчувственъ.

4. Четвертый голосъ: пусть каждый изъ насъ внимательно взвѣситъ всѣ обстоятельства собственной жизни, пріятныя и непріятныя. Нельзя сказать, чтобы онъ не нашелъ въ размышленіи о нихъ для себя поучительнаго наставленія къ благочестію и добродѣтели. Промыслъ Божій, награждая человѣка благосостояніемъ, миромъ и довольствомъ, призываетъ его къ благодарности. Болѣзни, война, голодъ, общественныя и семейныя неустройства — это голоса, громко свидѣтельствующіе о гнѣвѣ Божіемъ, наказующемъ и вразумляющемъ людей; это голоса, призывающіе человѣка къ исправленію своего поведенія, къ смиренной молитвѣ предъ Богомъ о помилованіи. Вдумавшись въ свои житейскія невзгоды и рѣдкія радости, увидите сами, какъ всеблагій Господь призываетъ насъ къ Себѣ. Если кто изъ насъ не слышитъ голоса Божія, то зависитъ это отъ невниманія къ себѣ, отъ нашей безпечности, отъ грѣховной привязанности безъ разбора ко внѣшнимъ благамъ. Порочныя привычки притупляютъ духовный слухъ человѣка и дѣлаютъ его глухимъ къ духовнымъ потребностямъ. Вѣдь есть люди, которые привыкли спать подъ пушечными выстрѣлами, подъ ударами тяжкаго колокола, подъ раскатами бури. Ихъ ухо выдерживаетъ шумный звукъ, потому что они навыкли къ нему. Такъ и человѣкъ, часто привыкаетъ слушаться своихъ страстей, а не слышитъ небеснаго голоса, со всѣхъ сторонъ зовущаго, пробуждающаго, проповѣдующаго, подобно грому небесному. Да, голосъ Божій, какъ громъ небесный, вѣщаетъ намъ: «раскайся и исправься!» Аминь.
 

Источникъ: Духовныя поученія протоіерея В. Н. Амфитеатрова. — М.: Типо-литографія Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1911. — С. 311-314.

Просмотров: 106 | Добавил: Solomon | Теги: Собор Предтечи и Крестителя Господн