17:25
19 августа 2018г. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Слово на Преображение Господне

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго Мѣсяцъ Августъ. День шестой.

Не у одних только Евангелистов находим повествование о Преображении Господнем: его дают нам и учители Церкви в многочисленных словах, посвященных этому празднику; здесь они выясняют и значение его, предлагая, таким образом, обильную духовную трапезу для христиан, любящих предаваться благочестивым размышлениям. И нам, имеющим под руками эти поучения и слова отцов Церкви, вполне уяснившие смысл Преображения Христова, ничего не остается иного, как только внимать готовому учению, наслаждаться полною возвышенных мыслей духовною трапезою, и не будет бесполезно, если, пользуясь словами учителей Церкви, мы соединим вместе находящиеся в них толкования, собирая их как куски по трапезе, и приложим их к изъяснению того же празднества для желающих.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними»(Мф.17:1–2).

Почему Христос Спаситель, желая пред вольными страданиями и смертью Своей явить ученикам Своим, насколько было возможно для них, Свою славу, взял на гору Фавор не всех учеников? Потому, что среди них находился Иуда, недостойный этого божественного видения. Святой Феофилакт, архиепископ Болгарский, так думает об этом: «Владыка Христос не взял двенадцати учеников на гору, ибо Иуда был недостоин своими предательскими очами видеть славу преображения Христова». Прекрасно воспел и святой Дамаскин: «Нечестивые не узрят славы, Твоей, Христе Боже».

Но нельзя ли было Иуду, как недостойного, оставить под горою одного, а прочих Апостолов взять на гору? Конечно, для Господа это было вполне возможно: но долготерпеливый Владыка наш, покрывая грехи всех людей, не захотел обличить недостоинства Иуды, ни подать ему повода к большему падению, как говорит Писание: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя» (Притч.9:8). Ведь если бы Господь, взявши всех Апостолов, оставил бы только одного Иуду, то последний исполнился бы гнева и ненависти не только по отношению к Иисусу Христу, но и ко всем Апостолам; он имел бы нечто вроде извинения для своей предательской злобы ко Христу, мог бы говорить: я потому предал Иисуса, что был Им презираем. Так полагает блаженный Феофилакт: «Если бы Христос оставил под горою одного Иуду, а прочих взял бы с собою, то некоторые люди могли бы говорить, что это именно обстоятельство ранило сердце Иуды и заставило его обратиться к мысли о предании своего Владыки».

Но не позавидовал ли Иуда трем Апостолам, взятым на гору? Не позавидовал: он знал, что они шли на молитву, которая должна была продолжаться всю ночь, как пишет святой Евангелист Лука: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк.9:28); Иуда же был ленив и желал всю ночь проспать под горою; ленивый и сонливый нерадит о подвигах благочестия.

Почему же Господь взял на гору не более, как трех Апостолов? Он сделал это с тою целью, чтобы исполнить Писание, которое говорит во Второзаконии: «При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело» (Втор.19:15). Взяв с собою трех Апостолов, Господь Иисус Христос восхотел взять еще и двух пророков, чтобы для живых и мертвых были свидетели того, что Он есть Сын Божий, посланный для спасения мира Богом Отцом и засвидетельствованный гласом свыше. Но для чего же присутствуют три Апостола, если для свидетельства достаточно двух человек? Моисей призван от мертвых, чтобы свидетельствовать о пришествии Христа в мир мертвым, заключенным во аде, Илия, — чтобы сказать Еноху в раю; три же Апостола призваны затем, чтобы впоследствии проповедовали о славе Христа, виденной в преображении, говоря: «и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1–14). И паки: «Не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет.1:16–18).

Для Господа, явившегося в Своем Преображении предметом благоговейного восторга для ангелов и человеков, было довольно, чтобы из живущих на земле только трое видели славу Его и были ее свидетелями: три Апостола пред Его очами были достойнее всех народов и племен. Что один праведник имеет пред Богом несравненно большее достоинство, чем множество грешников, — это Сам Господь ясно показал в Ветхом Завете: желая устрашить силою Своего могущества египетского фараона, Он повелел Моисею явиться к последнему и объявить, что пославший его Бог есть Бог трех человек: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Но мог ли фараон, царь столь многих городов и столь великого народа, как народ египетский, убояться Бога, называвшего Себя Владыкою только трех человек? Не стыдно ли было пред царем такой великой земли заявлять, что пославший Моисея владеет только тремя человеками? Не более ли бы соответствовало делу, если бы для смягчения ожесточенного сердца фараона Моисей сказал, что Пославший его есть Бог, царствующий над всеми странами поднебесной, владеющий всеми царствами вселенной? Однако Господь не благоволил сделать так, но пожелал прославиться пред фараоном только как Владыка трех рабов Своих. Почему? Несомненно потому, что эти трое, угождая Богу и заботясь только о благах небесных, в очах Божиих были достойнее всех царств и племен. «Посему и, — говорит Апостол, — Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16), как бы говоря: чего ты, фараон, гордишься величиною твоего царства и множеством подчиненных тебе городов и народов? Я имею таких трех рабов, из которых ни с одним не может сравниться твое царство, — Я Бог Авраама, Исаака и Иакова и не стыжусь этого. То же говорит и святой Златоуст, рассуждая: «Бог вселенной не стыдится называться Богом трех (человек), и справедливо: ибо святые превосходят всех своих достоинством, — один творящий волю Божию лучше десятков тысяч беззаконников». Три Апостола были взяты на Фавор для лицезрения славы Божией, и более не было нужно: ибо их не был достоин мир (ср. Евр.11:38).

Почему Господь взял с собою не других каких-либо Апостолов, но именно Петра, Иакова и Иоанна? Святой Златоуст и другие отцы Церкви дают на этот вопрос достаточный ответ. Мы же, приведя себе на память три необходимые для спасения и с особенною определенностью отмечаемые святым Писанием добродетели, — веру, надежду и любовь, скажем: Господь потому взял с собою этих трех Апостолов, что в них уже с самого начала обнаружились, проявившись с особенною ясностью впоследствии, упомянутые три добродетели. В Петре — вера: он прежде всех исповедал Христа Сыном Бога живого (Мф.16:16), а потом Сам Господь сказал ему: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк.22:32); в Иакове — надежда: он первый из двенадцати Апостолов должен был ради надежды израилевой преклонить под меч свою голову; в Иоанне — любовь: он был любимейший ученик Господа, нареченный сын Пречистой Девы Марии (Иоан.19:26–27). За это впоследствии святые Апостолы Петр, Иаков и Иоанн названы были Апостолом Павлом столпами (Гал.2:9). Святой Златоуст так изъясняет это наименование в похвалу Апостолов: «Великие и дивные (столпы), которых все прославляют: они первые верою, надеждою и любовью, как столпами, утвердили первенствующую церковь».

В этих трех Апостолах, кроме того, находим предуказание на три чина избранных угодников Божиих, наиболее других достойных того, чтобы видеть Христа в Его небесной славе: чин боголюбцев, чин мучеников и чин девственников. Во святом Апостоле Петре образ боголюбцев: он, по свидетельству святого Златоуста, особенно сильно любил Господа Иисуса Христа, а по силе любви своей ко Христу здесь, в жизни временной, каждый будет возлюблен Им там, в жизни вечной и будет наслаждаться лицезрением Его, как и Сам Он сказал: «Любящих меня я люблю»(Притч.8:17). И паки: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоан.14:21). ВО святом Апостоле Иакове видим образ мучеников не только тех, которые должны были проливать за Христа свою кровь, но и тех, которые, без пролития  собственной крови, ежедневно ради Христа умирают греху, распиная плоть со страстьми и похотьми (Гал.5:24). Иаков значит запинатель, борец, победитель: этих качеств нельзя приобрести без страдания. Всякий борющийся с искушениями, исходящими от невидимого врага, одолевающий и побеждающий свои страсти ежедневным умерщвлением, есть, подобно Иакову, мученик и сильный борец, хотя он и не проливает своей крови; о степени перенесенных во время борьбы страданий и усилий, с какими отражаются и побеждаются искушения, он прославится с победителем Христом. Во святом Иоанне-девственнике предуказывается на чин хранящих чистоту плоти и духа; для них дается особое обетование видеть Бога во славе: «блаженны, — сказал Господь, — чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Господь, беря с Собою на Фавор Петра, Иакова и Иоанна для явления им славы Преображения, тем самым поучает, что хотящий обитать с Ним в небесном царстве и наслаждаться Его лицезрением должен в любви подражать Петру, в мученичестве Иакову, в чистоте Иоанну, вообще по мере сил своих такой христианин должен подражать угодникам Божиим, которые горели теплою любовью к Богу, явили себя, не проливая своей крови, ежедневными мучениками чрез непрестанное умерщвление своей плоти, и — соблюсти себя от всякой скверны плоти и духа, очистив себя истинным покаянием.

С какою целью Господь возводит учеников Своих для молитвы на высокую гору, и не удаляется с ними в какое-либо ровное место? С тою, чтобы приблизив их от земных низин к небесной высоте, преподать всем таинственным образом урок, что желающий сподобиться откровений от Бога и видеть славу Его должен оставлять дольние, земные пристрастия, должен желать и искать благ горних, небесных. «Он возводит их, — говорит блаженный Феофилакт, — на высокую гору, показывая, что если кто не возвысится над земными пристрастиями, тот не достоин видеть подобные откровения. Прекрасно поучает святой Апостол Павел, когда говорит: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:1–3). Ходящий в низине не может видеть далеко, взошедший же на высокую гору без затруднения окидывает взором далекие пространства, и заботящийся лишь о настоящей жизни, как может понять сладость будущих небесных благ? Входя же на гору богомыслия, он познает и видит умом, как глазами, даже то, что превыше небес. Пресмыкающиеся по земле гады и живущие на ней животные не могут глядеть на солнечный луч, так и ум человека, погруженного в земную суету, никак не может видеть славу Христову и озаряться светом Его благодати. Итак, вознеси ум твой, христианин, от земли к небу, от настоящего к грядущему, от пристрастия к земному к желанию небесного, тогда познаешь, как благ Бог Израилев, как сладостен сладчайший Иисус, как радостна любовь Его и насладишься Его Божественными откровениями.

Господь возводит учеников Своих не на низкую, а высокую гору. Зачем? Чтобы научить их богомыслию и вместе с тем трудолюбию: без труда нет возможности взойти на высоту. Высота горы — образ богомыслия, восшествие на гору — указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять: добрые дела достигаются трудом. Ум видит Бога, а труд приводит к зрению Его; ум покоряется Христу, слушая заповеди Его, а труд носит иго Христово, ходя во след Его. Богомыслие наслаждается внутренним зрением Христа, трудолюбие же привлекает на себя взоры Его: «призри, — сказал псалмопевец, — на страдание мое и на изнеможение мое» (Пс.24:18). Быть же видимым Христом не меньшее благо, чем видеть Его. Обе эти добродетели, — богомыслие и трудолюбие для желающего достигнуть небесных благ и радостей так же необходимы, как птице крылья: птица с одним крылом не может летать по воздуху, и человек, обладая только одной из этих добродетелей, не может вознестись на высоту совершенного спасения; богомыслие без трудолюбивой жизни не действительно, и не приносит пользы трудолюбие без богомыслия. С двумя крылами всякая птица летает свободно; двумя добродетелями, — богомыслием и трудолюбием, каждый восходит на мысленный Фавор, чтобы вечно зреть славу Божию, — восходит в начале трудолюбием, ибо оно предтеча богомыслию и боговедению. Святые Апостолы подъяли труд, восходя на высокую гору, чтобы видеть славу Преображения Господня, и кто же может надеяться без труда достигнуть радости лицезрения Божия?

Зачем Господь возвел на гору только Петра, Иакова и Иоанна, не взяв идущего за ними народа или остальных Апостолов? Чтобы через это научить искать уединения и безмолвия тех, которые желают упражняться в богомыслии и наслаждаться умным боговидением. Одна только троица Апостолов была возведена на безмолвное место, — возвышенность горы была как пустыня, там не жили люди, — чтобы в уединении и безмолвии для нее яснее открылась слава Господня. При рассеянии и сутолоке жизни Господь не открывается так, как в уединенном безмолвии: пророк Илия видит Бога умом своим, когда, стоя пред царем израильским Ахавом, говорит, рассуждая с ним: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!» (3 Цар.17:1), т. е. телом предстою тебе, а умом моему Богу, телесными очами вижу тебя, а умными Бога, но несравненно яснее зрит пророк Илия Господа своего в уединении и безмолвии на пустынной горе Кармил (3 Цар., гл. 19): здесь он удостаивается сладкой беседы с Богом и откровений Его не только внутренне, но и в видимых образах. Правда, можно и среди молвы житейской возводить иногда ум свой к Богу, однако не с таким удобством, как в безмолвном уединении: там так много препятствий, а здесь тишина и покой! Разве напрасно говорит Сам Господь: «Остановитесь (т. е. освободитесь от молвы житейской) и познайте, что Я — Бог» (Пс.45:11); познайте Меня, говорит, предаваясь благочестивым размышлениям, как Я благоутробен и милосерд, как люблю любящих Меня и близок всем ищущим Меня; познайте Меня и скоро Меня найдете, если только бросите суету и удалитесь от излишних мирских забот. Познав это, многие бежали из многомятежного мира в безмолвные пустыни, скитались в горах и пропастях земных (Евр.11:38), чтобы наедине всецело посвятить себя Богу, наслаждаясь благами общения с Ним: пустынным, воспевает святой Дамаскин, непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетного кроме.

Поищем таинство и здесь, — почему Господь возвел Апостолов на гору не днем, а при наступлении ночи? Потому, что ночь более способствует сосредоточенной молитве, чем день: ночью молчит вся вселенная и ничего не видать кроме неба, украшенного звездами и своим великолепием невольно влекущего к себе глаза и ум. Господь возводит учеников ночью на Фавор и с тою целью, чтобы научить и нас всех во время молитвы ни о чем земном не думать, но устремляет свое сердце к небу. Некогда царь Давид пророчески воспел, указывая каким образом человеку откроется уразумение божественных тайн. Внимаем ему, отыскивая этого учителя: «ночь, — говорит он, — ночи открывает знание» (Пс.18:3); ночь действительно и есть такой учитель, который научает разуму Божию людей, сидящих в продолжение этой кратковременной жизни как во тьме ночной и сени смертной: «Если посмотришь на небо (ночью), — говорит святой Кирилл, — как свечами сияющее множеством бесчисленных звезд, и подумаешь, что весь день суетившиеся люди теперь в ночное время (предаваясь сну) ничем не отличаются от мертвых, тогда возгнушаешься грехами человеческими». Итак, вот наставление, преподаваемое ночью: она научает познавать суетность житейских забот и дел, прогневляющих Бога, и убеждает избегать тех и других. Все живущие на земле ночью подобны мертвым; всё, видимое днем, ночью бывает покрыто тьмою, как бы погребено ею. Удивительные чертоги и прекрасные здания становятся похожими на гробы; чудные деревья, сады и леса напоминают пугала; золото, серебро и драгоценные камни ничем не отличаются в ночной тьме от меди, железа и простых камней; красота и ценность их не заметна; ничто, находящееся на земле не может доставить человеку ночью наслаждения своею красотою, всё покрыто темнотою и видимо одно только небо, украшенное, как жемчугом, звездами и доставляющее наслаждение смотрящим на него. Здесь видно божественное намерение: ночь таинственно поучает нас богоугождению. Уединился ли ты в безмолвии на молитву, соединенную с трудолюбивым подвигом, и начинаешь подниматься умом твоим на гору богомыслия, пусть для твоих очей все земные предметы будут таковы, какими они являются для них ночью; все житейские блага, приносящие лишь временное удовольствие, пусть презираются тобой, отвращайся от них как от недостойных христианина, как не заключающих в себе ничего истинного и покрытых смертною сенью. Пусть ум твой созерцает одни только небесные блага, тогда тебе откроется свет благодати Божией и ты исполнишься духовной радости от сладости созерцания откровений Божиих.

Почему Господь для явления Апостолам славы своего Преображения возводит их на Фавор, а не какую либо другую гору? Фавор в переводе с еврейского значит чертог чистоты и света; поэтому Господь и возводит их на Фавор, а не на другое место, чтобы Апостолы от самого названия горы получили наставление о том, что желающий присутствовать при явлении Божественной славы должен прежде всего иметь совесть свою подобной чертогу чистоты, достойному приятия в себя света благодати Божией. Вспомним здесь и древнее событие, совершившееся на Фаворе. Когда начальник войск ханаанских Сисара пришел для истребления Израильтян, тогда Варак, предводитель последних, взошел на Фавор и собрал здесь израильское войско, отсюда он устремился на врага и окончательно поразил всё ханаанское войско, так что погиб и сам Сисара (Суд., 4 гл.). Это древнее событие Господь таинственно повторил в своем Преображении: намереваясь одержать окончательную победу над адским Сисарою, он прежде всего взошел на Фавор, чтобы здесь, как бронею, вооружившись явлением божественной силы, устремиться на диавола и победить его, об этом именно и велась беседа на Фаворе: «говорили об исходе Его» (Лк.9:31). Здесь указание и христианину, хотящему преодолеть невидимого врага и наводимую им греховную силу, — пусть он прежде всего взойдет на Фавор сердечной чистоты, пусть очистит истинным покаянием свою совесть и преобразится от злой жизни в добродетельную, — облечется в броню правды и примет «всеоружие Божие» (Еф.6:13), тогда без особенного труда он одержит победу над вражией силой.

Господь, взойдя на гору с учениками своими, «преобразился пред ними »(Мф.17:1–2). Это слово, — «пред ними» написано Евангелистами с целью: для уяснения того, что не для Себя преобразился Христос, просветив лицо Свое, как солнце: свет, «будучи сияние славы» (Евр.1:3), не имеющий в себе никакой тьмы, не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас, чтобы просветить нашу тьму и преобразить нас из рабов греха в истинных рабов Своих и из сынов гнева — в возлюбленных сынов Бога; целию пришествия Христа, которую Он и осуществил, было обращение нас в детей Божиих. Ради этого Он воплотился от Пресвятой Девы и духа Святого, ради этого «по виду став как человек» (Флп.2:7), ради этого Он приял образ раба, и какой только труд не понес Он ради того, чтобы обновить в нас, как сынах, погибший образ Отчий! Некогда Моисей говорит Господу: «святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка»(ср. Исх.15:17). Заметим это — создали руки Твои: не говорит руки человеческие по Твоему повелению сделали, но Ты Сам трудился руками Своими. Моисей сказал это, указывая на безмерное попечение Господа о человеке: чего ради человека Господь не сделал и не делает? Ради него Он создал небо и землю, моря, реки — всё что в них и на них; ради него Он днем и ночью освещает светилами небо; ради него посылает дождь, росу и снег; ради него Он, как земледелец и вертоградарь, насаждает и возвращает, чтобы человек ни в чем не терпел недостатка. Рассуждая об этом святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Для каждого Спаситель наш является соответственно его душевной настроенности: для требующим принести свои молитвы (Богу) ходатай и архиерей». Или: «для имеющих грехи он соделывается Агнцем, чтобы быть закланным за нас и всем всё бывает, неизменен пребывая в тожестве естества своего». Так самым разнообразным образом служит нам Владыка наш, говорящий: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф.20:28). И всё Он делает, ища не Своего, а нашего блага, чтобы мы, познав Его непрестанные благодеяния, прониклись благодарностью и преобразились из грешных в праведных, из миролюбцев в боголюбцев. И на Фаворе Он преобразился ради нас же, чтобы мы знали об уготованной нам небесной славе; Он «уничиженное тело наше преобразит» (Флп.3:21), чтобы оно в общее воскресение соответствовало телу славы Его в бесконечном Его царствии, уготованном «от создания мира» (Мф.25:34) для любящих Его. С ними да сподобит и нас милосердием Своим благодати лицезрения Своего Бог и Владыка наш, Христос человеколюбец, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


 

Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.) 
Слово на Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа [1].

Услышите меня всѣ тѣ, которые, посредствомъ уничиженія Слова, избавились отъ неразумія, вознесли умъ свой отъ земли и научились мыслить о горнемъ, — поелику я предлагаю вамъ обильную духовную трапезу словесъ, — и вмѣстѣ съ Словомъ пойдемъ нынѣ на высокую гору преображенія, совлекши вещественную и темную одежду жизни и облекшись въ одежду, сотканную свыше и сіяющую лучами разумныхъ добродѣтелей. И Самому Христу, Который есть чистый всего начатокъ и пресущественное Слово Отца, Который ради насъ сошелъ съ неба и по человѣколюбію воспринялъ нашу немощную плоть, угодно, чтобы мы совершили съ Нимъ это восхожденіе, поелику мы и жизнью, и словомъ облечены уже въ бѣлыя одежды и окрылены чистыми помышленіями Духа. И это ясно изъ того, что Онъ, взявши съ Собою избранныхъ изъ Апостоловъ, какъ уже болѣе близкихъ къ Нему по своимъ свойствамъ, возвелъ ихъ на гору высокую. Съ какою цѣлію Онъ совершаетъ это и чему желаетъ научитѣ? Онъ намѣренъ показать необычайную славу и величіе Своего Божественнаго естества, въ которое, немного прежде — таинственно, а теперь болѣе ясно — посредствомъ Своего преображенія, Онъ измѣнилъ и природу, нѣкогда услышавшую: земля еси, и въ землю отъидеши (Быт. 3, 19). Нынѣ мы и празднуемъ это, то-есть: обожествленіе нашей природы, ея превращеніе въ лучшее бытіе и восхожденіе изъ естественнаго состоянія въ сверхъестественное. Этому дивятся ангелы и это прославляютъ архангелы; этому радуются и всѣ разумные премірные чины, являя тѣмъ самое дѣйствительное и неложное свидѣтельство Божія человѣколюбія, безпредѣльное и безграничное море коего невозможно и обнять умозрѣніемъ. Это теперь и мы желаемъ прославить, но достойно исполнить не можемъ. Но, поелику Богу любезно то, что совершается сообразно съ нашими силами, то и не слѣдуетъ намъ уклоняться отъ своего намѣренія и малодушествовать.

Итакъ, что говоритъ о семъ Евангеліе? Святый Матѳей повѣствуетъ, что Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: Аминь глаголю вамъ, яко суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго грядуща во царствіи Своемъ. И по днехъ шестихъ поятъ Іисусъ Петра, и Іакова, и Іоанна брата его, и возведе ихъ на гору високу едины. И преобразися предъ ними, и просвѣтися лице его яко солнце, ризы же его быша бѣлы, яко свѣтъ (Матѳ. 16, 28; 17, 1-2). Какой же духовный смыслъ сихъ словъ Евангелиста? — О числѣ шесть свѣдущіе въ наукѣ о числахъ говорятъ, что оно есть единственное совершенное въ десяткѣ число, такъ какъ составляется изъ своихъ собственныхъ частей и ими восполняется. И Христосъ Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24), преблагое Слово, единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи (Іоан. 1, 18), въ шесть дней создалъ все видимое, а также человѣка, состоящаго изъ невещественной души и матеріальнаго тѣла. Разумно исчисляютъ и шесть видовъ любви, выше коей нѣтъ ни одной добродѣтели. Изъ числа сихъ видовъ Господь относитъ къ Себѣ человѣколюбіе къ нуждающимся, ибо, воздавая милостивымъ за ихъ добродѣтель милостію и награждая, по Своей щедрости, блаженствомъ на небѣ, Онъ говоритъ стоящимъ одесную Его: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: страненъ бѣхъ, и введосте Мене: нагъ, и одѣясте Мя: боленъ, и посѣтисте Мене: въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Матѳ. 25, 34-36). Таковы виды любви, какъ называетъ ихъ въ Евангеліи сама Истина. Если же посредствомъ любви къ ближнему возгрѣвается любовь къ Богу, и человѣкъ дѣлается достойнымъ будущаго блаженства, если въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ (Матѳ. 22, 40), то ясно, что любовь заключаетъ въ себѣ всѣ добродѣтели, есть самая высшая истина изъ всего, что возвѣщено Священнымъ Писаніемъ, и нѣтъ ни одной добродѣтели, приближающей человѣка къ Богу и удостоивающей его высшей славы и царства, которая не зависѣла бы отъ любви и въ ней не содержалась. Посему высшую чистоту и совершенство человѣка, стремящагося къ Верховному Благу, Которое есть Богъ, производитъ одна только любовь съ ея шестью отдѣльными видами, и она именно воспламеняетъ въ человѣкѣ огонь богопознанія. Значитъ, если кто желаетъ вмѣстѣ съ Словомъ, какъ Его ученикъ, взойти на гору высшаго умозрѣнія, созерцать неприступную славу Царства небеснаго и удостоиться видимаго и духовнаго Богоявленія (это и есть преображеніе), тотъ, когда услышитъ голосъ Слова, не станетъ удаляться отъ Его Царства, но будетъ питать и поить Христа, алчущаго и жаждущаго нашего спасенія; а изъ нуждающихся, которые вѣрою восприняли въ себя Христа, въ нихъ обитающаго, тотъ, побуждаемый любовью къ добру, приметъ странника въ свой домъ, одѣнетъ нагого, будетъ служить больному, посѣтитъ заключеннаго въ темницѣ. Подъ вліяніемъ той же любви къ совершенію добра, онъ не станетъ ограничиваться въ своемъ человѣколюбіи лишь видимою и внѣшнею помощью, но, имѣя въ виду слова Христа: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40), позаботится и о душевномъ состояніи другихъ и предложитъ соотвѣтствующее врачество, на мѣстѣ злачнѣ вселитъ разумную и воспріимчивую къ благочестію свою паству и на водѣ покойнѣ воспитаетъ ее (Псал. 22, 2). Онъ съ радостью возвратитъ въ отчій домъ того, кто удалился изъ своего отечества и скитальцемъ живетъ на чужой землѣ; онъ словомъ истины уврачуетъ немощнаго въ вѣрѣ, утишитъ гнѣвъ и успокоитъ страсти, порветъ оковы невѣдѣнія и приведетъ къ свѣту свободы и житія во Христѣ. И вообще, поелику мы состоимъ изъ души и тѣла и всѣ нуждаемся въ двоякой помощи, одни больше, другіе меньше, въ зависимости отъ собственной воли и отъ внѣшнихъ обстоятельствъ, то и всѣмъ намъ надлежитъ помогать другъ другу, ибо благодѣяніемъ человѣкъ подражаетъ Богу, а подражаніе есть усвоеніе себя Богу, усвоеніе же есть уподобленіе, а это, въ отношеніи къ Богу, есть самое высшее благо. Видишь, какъ великъ плодъ человѣколюбія. Такимъ образомъ, при помощи самодовлѣющей шестерицы заповѣдей, отвергнувъ всякій страхъ рабскій съ бременемъ гибельныхъ страстей, очистивши себя, насколько возможно, и усовершенствовавшись въ любви, человѣкъ можетъ достигнуть и награды за добродѣтели: ему будетъ доступно сперва познаніе міра видимаго, созданнаго въ шесть дней, а потомъ и невидимаго; когда же вмѣстѣ со Христомъ онъ взойдетъ на высокую гору умозрѣнія и дѣятельности и будетъ внутри облака, тогда при помощи одеждъ Слова, убѣленныхъ какъ снѣгъ и сіяющихъ какъ свѣтъ, онъ еще яснѣе и болѣе удостоится таинственнаго видѣнія, поелику тогда образы уже уступятъ мѣсто истинѣ.

Одежды же Слова, въ духовномъ смыслѣ, суть то, чѣмъ Оно и покрывается, и открывается. Въ первомъ смыслѣ подъ одеждами нужно разумѣть слова и дѣла Спасителя во время Его чистой и непорочной жизни на землѣ, ради нашего спасенія, — свободной отъ всякаго зла и служащей основаніемъ нашей чистоты и святости. Сіи слова и дѣла по истинѣ сіяютъ какъ свѣтъ, такъ какъ исполнены совершенной чистоты и высокой ясности. Во второмъ смыслѣ подъ одеждами Слова разумѣется величіе и великолѣпіе всего того, что Имъ создано и приведено въ бытіе, а также и Священное Писаніе. Первое (величіе міра) являетъ Его, Невидимаго и Невмѣстимаго, творцемъ и виновникомъ всего, заключая въ себѣ Его во всей непорочности. Второе же, имѣя въ себѣ таинственно обитающее Слово, неизреченно открываетъ Его достойнымъ Духа. То и другое очищается и освящается Духомъ Святымъ и въ этой чистотѣ сообщается возлюбившимъ божественное, ибо Духъ вся испытуетъ, и глубины Божія (1 Кор. 2, 10). Такимъ образомъ, Слово, заключающееся внутри сихъ одѣяній, открываетъ Себя и распространяетъ свѣтъ познанія тѣмъ, которые, подобно Петру, Іакову и Іоанну, усовершены Духомъ. Изъ нихъ одни, твердо укрѣпившись на камнѣ, принимаютъ на себя дѣло утвержденія вѣры и устроеніе Церкви посредствомъ добродѣтелей; другіе же, имѣя, подобно сынамъ грома, крѣпкое основаніе въ высшемъ богословствованіи, занимаются таинственнымъ созерцаніемъ Слова. И тѣ, и другіе обнаруживаютъ совершенную глубину, высоту и широту вѣры. — Но что означаетъ необычайно сіявшее лицо? Неизъяснимую, самую высокую и удивительную красоту Слова, которая служитъ причиной непрерывной радости для созерцающихъ ее. Но какой умъ можетъ созерцать въ полнотѣ и изъяснить совершенно необыкновенное, тайное и божественное? Если одежды Слова изливаютъ столь великій и необычайный свѣтъ, то каково Его лицо, превосходящее всякое созерцаніе и познаніе? И кто можетъ уразумѣть это? Нѣтъ въ видимомъ мірѣ никого, кто былъ бы въ состояніи вмѣстить изобиліе этого сіянія. Но кому отчасти доступно это благо, оно распространяется повсюду и проходитъ черезъ все. Доказательствомъ этого можетъ служить то блаженное и много прославляемое состояніе, которое испытывали на горѣ преображенія Апостолы, когда неприступный и вѣчный свѣтъ осіялъ преобразившуюея плоть Слова изобильнымъ своимъ блескомъ. Не имѣя возможности перенести сіяніе Его непорочной плоти, они пали на лица свои. О, чудо! Восхищенные изъ своего естества, объятые тяжкимъ сномъ и страхомъ, не владѣя своими чувствами и прекративши всякое разумное движеніе и воспріятіе, они находились въ общеніи съ Богомъ; совершенно не видя, они, однако, удостоились истиннаго созерцанія и, не разумѣя своего состоянія, они владѣли знаніемъ самымъ высшимъ и таинственно пребывали въ такомъ бодрствованіи, которое превосходитъ всякое разумное наблюденіе. И совершилось чудесное дѣяніе: бодрствованіе превратилось въ сонъ, а лучше сонъ — въ бодрствованіе. Апостолъ Петръ, наслаждаясь созерцаніемъ Бога и будучи всецѣло въ состояніи духовнаго восторга, не умѣя словомъ изъяснить свое состояніе, но въ тоже время будучи не въ силахъ молчать о дарованной милости, произноситъ слова, достойныя того таинственнаго состоянія: Господи, добро есть намъ здѣ быти (Матѳ. 17, 4). Почему же, Петре? «Потому что мы, избавившись отъ безпокойной толпы людей, отъ ихъ волненій и рѣчей, наслаждаемся здѣсь неизреченнымъ богоявленіемъ Твоимъ, Господи». Посему, аще хощеши, сотворимъ здѣ три сѣни, Тебѣ едину, и Моисеови едину, и едину Иліи (Матѳ. 17, 4). Сими словами апостолъ выражаетъ желаніе, чтобы было проповѣдано міру воплотившееся и жившее среди людей Слово, какъ источникъ всякаго блага, и чтобы въ мірѣ водворилась жизнь законная, духовная и благодатная, провозвѣстниками коей были, вмѣстѣ съ Словомъ, Моисей и Илія. Еще же ему глаголющу, се облакъ свѣтелъ осѣни ихъ: и се гласъ изъ облака, глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ, Того послушайте(Матѳ. 17, 5). Итакъ, облако, изъ котораго громко возвѣстилъ голосъ Отца о Томъ, Кто есть Преображающійся, было свѣтлое и оно, по моему разумѣнію, означаетъ Того же, Кто раньше, на Іорданѣ, явился въ видѣ голубя: тамъ Духъ Святый сошелъ съ неба въ видѣ голубя и пребывалъ на Томъ, Кто крестился и Самъ имѣлъ крестить Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 11; Іоан. 1, 33), и здѣсь именно Духъ Святый въ видѣ облака имѣлъ пребываніе на Томъ, Кто преобразился. Такъ мы побуждаемся думать объ облакѣ на основаніи словъ апостола Павла, который въ посланіи къ Коринѳянамъ пишетъ: не хощу же васъ невѣдѣти, братіе, яко отцы наши вси подъ облакомъ быша, и вси сквозѣ море проидоша: и вси въ Моисея крестишася во облацѣ и въ мори (1 Кор. 10, 1-2). Здѣсь подъ образомъ облака означается Духъ, а подъ моремъ разумѣется вода, при посредствѣ коихъ образуется баня крещенія, а лучше сказать, даруется великій и прекрасный даръ божественнаго рожденія. Къ тому же, Отецъ созерцается въ Сынѣ, а Сынъ отражается во Отцѣ, Духъ же Святый отъ Отца исходитъ, но и въ Сынѣ пребываетъ и почиваетъ, какъ единосущный и равночестный. Такимъ образомъ и здѣсь, какъ на Іорданѣ, открылась тайна Троицы. Посему, слышавше ученицы падоша ницы, и убояшася зѣло (Матѳ. 17, 6). Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведше очи свои, они никого не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 7-9).

Итакъ ты, возлюбленный, разумѣешь смыслъ таинства. Посему никакъ не оказывайся недостойнымъ благодати Слова и не заслужи своею праздною жизнью лишенія небеснаго и блаженнаго житія. Но, отвергнувъ всякую лѣность души и свою привязанность къ вещественному, всецѣло стремись къ лучшему и небесному, уготовляй въ Духѣ для себя чистое и блаженное житіе вмѣстѣ съ Словомъ, дабы тебѣ достигнуть обожествленія и насладиться неизреченными благами. Да водворится въ тебѣ истинная добродѣтель посредствомъ твоей добродѣтельной жизни, да откроется въ тебѣ истина — посредствомъ неложнаго созерцанія бытія, а путемъ мудрости да будетъ познана тобою Сама Премудрость, въ которой всяческая состоятся (Кол. 1, 17), и вообще, да прославится въ тебѣ посредствомъ и добродѣтели, и созерцанія Богъ, въ Троицѣ покланяемый, главная и конечная причина и цѣль добродѣтели и умозрѣнія, ради Коего существуетъ все остальное. Велики, значитъ, дары, данные тебѣ, человѣкъ, если ты станешь стремиться къ Богу, и побѣждаютъ всякій умъ и разумѣніе божественныя таинства, касающіяся тебя. Посему не падай, одержимый малодушіемъ, стремись къ уразумѣнію себя и не отвергай дара. Внемли голосу, призывающему тебя, не будь неблагодаренъ за благодѣяніе и, получивши даромъ спасеніе, не выражай неудовольствія. Остави землѣ земное, ибо Слово повелѣваетъ: остави мертвыхъ погребсти своя мертвецы (Матѳ. 8, 22). Мертвое же, очевидно, есть все то, что разрушается и уничтожается и что мертвитъ тѣхъ, кои о семъ заботятся. Мертвыхъ и погребаютъ мертвые, поелику они, вслѣдствіе общенія съ тлѣннымъ, лишены истинной жизни и, въ награду за свое расположеніе къ разрушаемому, получаютъ наименованіе и дѣйствительно суть мертвые. Но что можетъ быть несчастнѣе такого состоянія? Ты же, избавившись отъ всего того, что измѣняется и преходитъ, и отвергнувъ то, что прекращается вмѣстѣ съ этою жизнію и тѣломъ, безвозвратно слѣдуй за Христомъ, Который ради тебя уничижилъ Себя и принялъ человѣческій видъ, дабы Онъ воспринялъ тебя со всѣмъ твоимъ существомъ, уничтожилъ въ Себѣ твои недостатки и совершенно освободилъ тебя отъ грѣха. Сопутствуй Христу, ради тебя совершающему путь въ мірѣ, не отставай отъ Него и не прекращай своего слѣдованія за Нимъ, обративши свое вниманіе на что либо другое. Слѣдуй за Нимъ и тогда, когда Онъ вознесется на небо: и ты пересели туда свою душу и жизнь. Хорошо тебѣ быть съ Богомъ: тамъ великолѣпое собраніе святыхъ, тамъ величественный хоръ всѣхъ торжествующихъ. Совершая во всемъ добрый подвигъ, имѣй страхъ и любовь, дабы тебѣ не возгордиться подъ вліяніемъ величія и красоты добродѣтелей и не пріобрѣсти самодовольства подъ вліяніемъ успѣха въ совершенствованіи, но всегда въ чистотѣ и неповрежденности соблюдай въ себѣ любовь къ божественному и вышемірному. Ибо Тотъ, къ Кому влечетъ тебя любовь, безначаленъ и безконеченъ, неограниченъ и безпредѣленъ; мы и теперь можемъ постигнуть Его въ дыханіи хлада тонка, а когда переселимся отсюда, то вполнѣ соединимся съ Тѣмъ, къ Кому стремимся, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ слава, честь, держава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Въ переложеніи и сокращеніи. Migne, Patrologiae cursus completus, series graeea, t. XCVII, col. 931-958. 
 

Источникъ: Слово на Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа, иже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Второе полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 1217-1223. 

Просмотров: 294 | Добавил: Solomon | Теги: Преображение Господне, Жития святых