14:48
07.04.2022 г. Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Благовещение Пресвятой Богородицы — большой церковный христианской праздник. Это один из числа главных (двунадесятых) непереходящих праздников. Именно в день 7 апреля по григорианскому календарю (или 25 марта по юлианскому), согласно Евангелию, архангел Гавриил сошел с небес на землю и возвестил Марии, что она станет матерью Спасителя рода человеческого. Случилось это в ту минуту, когда девушка была занята чтением книги пророка Исаии в том месте, где рассказывается о рождении Мессии. И настолько велико было желание Марии быть причастной к этому событию, что Господь услышал ее и послал к ней своего небесного посланника. Архангел Гавриил также открыл Марии имя ее будущего сына и рассказал о его грядущем величии перед людьми.

Установление праздника произошло в древности, упоминания можно встретить начиная уже со II века новой эры. Ранние христиане именовали его по-разному: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещенье о Христе», «Благовещение Девы Марии». Но окончательное название он получил только в середине VII века от Рождества Христова. Теперь мы знаем праздник как Благовещение Пресвятой Богородицы.

Событие это в старину считалось первым из праздников (год начинался именно в этот день, с приходом весеннего равноденствия и возрождения природы), а потому было особо почитаемым. Иоанн Златоуст называл Благовещение «истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств». Ведь благая весть, принесенная архангелом Гавриилом непорочной Деве Марии, дает начало еще двум благим вестям: Рождеству Христову и Пасхе (Светлому Христову Воскресению). Без благой вести о чудесном зачатии Сына Божьего в чреве непорочной земной женщины не было бы двух других.

Отмечается Благовещение всегда в один и тот же день. Его не отменяют даже, если оно совпадает с праздником Пасхи. А если Благовещение приходится на день Великого поста, то пост принято послаблять. Сутью этого праздника является стремление поделиться со всем миром радостью от того, что Дева Мария приняла дар стать матерью будущего Мессии, покорилась и возрадовалась воле Божьей. Именно с этой радостью, ликованием, светом жизни связано большинство традиций празднования Благовещения Пресвятой Богородицы у христиан.

Христианские традиции Благовещения Пресвятой Богородицы

Наши пращуры считали Благовещение по роли равнозначным Пасхе. Они верили, что в этот день даже в аду грешников щадят и дают отдыхать от мук. Любая работа была под строгим запретом. Считалось, что праздник этот настолько велик, что каждое живое существо на Земле его празднует. Даже глупая птичка веточку в гнездо не положит. А если сделает это, Господь в наказание отнимет у нее крылья, заставив ходить по земле. Существует красивая легенда о кукушке, дерзнувшей в этот великий праздник вить гнездо. Бог наказал ее за это, сделав бездомной вдовой без семьи и детей.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы издревле были запрещены любые начинания. Будь то пахота, сев или любая другая хозяйственная забота. Считалось, что любое дело, начатое в Благовещенье, непременно выйдет пустым, безрезультатным, а то и принесет вред. А все, что будет в этот день посажено в огороде или на поле, непременно испортится и не взойдет. Со дня Благовещения крестьяне переходили жить в летнюю часть избы, оставляя на зимнем месте только стариков и больных. Грехом было работать по вечерам со свечой. А в некоторых деревнях вовсе считалось грехом зажигать огонь, как в сам праздник, так и накануне его. Несоблюдение этих правил сулило нарушителю неприятности на весь последующий год.

Но не только мрачными суевериями овеян этот день. Существует огромное количество добрых, светлых и трогательных примет. Так, например, Благовещение связывали с возвращением в родные места перелетных стай. А пойманных или купленных накануне птиц принято было отпускать. Это действие означало бескровную жертву природе во имя обильного будущего урожая. Также праздник Благовещения считался началом весны и новой жизни. А освященные накануне этого дня семена хранились до момента начала сева как подтверждение Божьего благословения на обильный будущий урожай.

В праздник Благовещения с древних времен благим делом считалось разведение костров. В них сжигали старую одежду, обувь, постель, ненужную деревянную утварь. Дымом горящих особых травяных сборов окуривали избы и хозяйственные постройки. А между двух пылающих огней принято было прогонять домашнюю скотину. Считалось, что все эти несложные ритуальные действия способны защитить дом от порчи и сглаза, помочь избавиться от всего старого и приобрести новое, а животных защитить от болезней и вредителей.

Еще одна древняя традиция — выпекание просфор. Готовят их для каждого члена семьи. По числу живущих в доме. После освящения в церкви во время благовещенской службы эти просфоры, искрошив, съедают. Крошки же подмешивают в зерно, предназначенное для посева, корм для скота и даже в мед, которым подкармливают пчел. Считается, что если дать скотине такой корм, то приплод и надои молока будут богатыми, животные будут меньше болеть. А зерно с крошками в нем сулит, по поверьям, урожай, от которого амбары затрещат. Пчелы же, съевшие мед с крохами просфор, принесут в ульи столько меда, что до следующего лета не съесть. Освященные просфоры могли храниться до будущего Благовещения. А если в доме кто-то болел, то ему давали кусочек, размоченный в воде. По поверьям, это помогало больному быстрее выздороветь

Благовещение — праздник новой жизни

Издревле Благовещение Пресвятой Богородицы ассоциировалось в народе с приходом весны. Этот великий праздник служил символом благоденствия, свободы и радости для людей и природы. Все самое чистое и прекрасное, чего не выразить словами. Ликование всего сущего и человеческой души. Для каждого христианина праздник Благовещение Пресвятой Богородицы означает надежду на жизнь вечную и освобождение человеческого рода от греха, несущего неизбежную смерть. В определенном смысле это праздник праздников, который дарует не только надежду на спасение, но само спасение и пути к нему.


На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Перечисляя различные дела творения и созерцая в них премудрость Божию, Псалмопевец Пророк, всецело охваченный восхищением, среди писания воскликнул: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс.103:24). Мне же ныне, покушающемуся по силам, с целью восхваления возвестить явление во плоти все сотворившего Слова, кто сделает речь отвечающей предмету? Потому что если все исполнено чуда, и то – что из несуществующего пришло в бытие, является божественным и славным делом, то насколько чудеснее и божественнее и еще более долженствует воспеваться нами то, что из разряда творений стало Богом, и не просто Богом, но тем именно, Что является истинно Богом, и это тогда, когда наше естество и не возмогло и не пожелало сохранить оное достоинство, в котором было создано и посему справедливо было отвержено в нижайший элемент земли? И до такой степени велико и божественно, неизреченно и непостижимо то, что наше естество стало одно с Богом, и чрез сие нам было даровано возвращение к лучшему состоянию, – что и для святых Ангелов и людей, и даже для самих Пророков, хотя они и зрели действием Духа, оно пребывало воистину непознаваемым, от века сокровенным Таинством. И что говорю: до того, как оно сбылось? – Когда и сбывшись, оно все же остается тайной: не в том смысле – сбылось ли оно или нет, но в том – каким образом оно совершилось; мы веруем, но не ведаем; покланяемся, но не выведываем; и кланяемся и веруем посредством только Духа. «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1Кор.2:11), и именно посредством Его мы покланяемся и чрез Него молимся, – говорит Апостол.

А то, что не только для людей, но и для Ангелов и самых Архангелов, это таинство непостижимо, ясно показывает и празднуемый нами сегодня день. Ибо Архангел, действительно, благовестил Деве Зачатие, но когда Она пожелала узнать каким образом это произойдет, и сказала ему: «Како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лк.1:34), то Архангел, совершенно не в состоянии объяснить сей образ зачатия, и сам прибег к Богу: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк.1:35). То же произошло бы, если кто спросил Моисея: каким образом из земли стал человек? как из персти создались кости и жилы и плоть? каким образом из бесчувственного произошли чувства? но и из Адамова ребра каким образом стал опять человек? как эта кость вытянулась и разделилась и приладилась и сочеталась? каким образом из этой кости произошли внутренние органы и различные железные выделения и все прочее? Итак, если бы кто поставил такие вопросы Моисею, он бы не более сказал того, что это был Бог, Кто взял прах земли и создал Адама, и взял одно из ребер его и сотворил Еву; так что – Кто был создавший, он сказал; но каким образом это произошло, не сказал. Так и Гавриил: что Дух Святый и сила Вышняго совершать безсеменное Рождение, – он сказал; но каким образом – не сказал. Ибо если он затем помянул о Елизавете, что она в старости и бесплодии зачала, то этим он не имел сказать ничего более того, что у Бога не останется бессильным никакое слово; так что же бы он мог открыть относительно действия, силою которого Дева имела зачать и родить? Все же, сказанное Архангелом Деве, заключало в себе нечто большее, но, в то же время, еще более углубляло тайну. Ибо он говорит: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя». Ради какой цели? – Потому что Рождаемое не есть Пророк, и не просто человек, как Адам, но наречется Сын Вышняго и Спаситель и Избавитель людского рода и Царь Вечный. Ибо, как спавшие с вершины горы камни и скатывающиеся даже до подгорья, становятся достоянием многих крутизн (или «пропастей»), так и нас – отпавших от заповеди, данной в раю и сущей в нем блаженной жизни, и даже до ада скатившихся, постигли многие бедствия. Ибо не только израстила земля, как последствие проклятия, бывшего Праотцу, неодушевленные волчцы и терния, но изведали мы и гораздо худшие, многовидные терния злых страстей и отвратительные волчцы греха. И не только ту одну печаль возымел наш род, которую получила в удел Праматерь, как следствие проклятия бывшего ей, осужденная в болезнях рождать, но, можно сказать, и вся наша жизнь стала сплошной печалью и мукой. Но с тех пор, как человеколюбивый к нам, создавший нас Бог, по милосердию Своему, приклонив небеса сошел, и восприял от Святыя Девы наше естество, Он обновил его и возвратил, более того, возвел на божественную и небесную высоту. Желая же совершить, лучше же сказать – днесь привести в исполнение Свой предвечный замысел, Он посылает Архангела Гавриила, как говорит Евангелист Лука: «В... Назарет, к Деве обрученной мужеви, емуже имя Иосиф, от дому Давидова, и имя Деве, Мариам» (Лк.1:27).

Итак, Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас.

Подобало также и Деву иметь свидетельницей Своего безсеменного зачатия и помощницей в том, что совершалось в деле Домостроительства. Что же это было? Восхождение в Вифлеем, где и небесными Ангелами Рождение Его было возвещаемо и славимо? Пришествие в храм, где Симеоном и Анной Он, будучи младенцем, был засвидетельствован, как Господь жизни и смерти; бегство от Ирода в Египет, и возвращение из Египта, согласно священным пророчествам; и иное что ныне перечислять нет надобности? Ради этого был взят Обручник Иосиф, и Ангел был послан к Деве, обрученной мужу по имени Иосиф. Это же выражение: «из дома и рода Давидова», – относится к обоим: потому что оба – и Дева и Иосиф – возводят свой род к Давиду. "И имя, – говорится, – Деве, Мариам», – это же слово в переводе означает «Госпожа». Представляет же это имя и достоинство Девы и утверждение Девства38., и особенность образа Ея жизни, и во всем тщательность, и выразить это одним словом – всенепорочность. Ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душою и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющими ни малейшей зазоринки; и все до такой степени полностью и утверждено, и так сказать – как это приличествует Госпоже, во всем ненарушенно на все времена; как Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая от очей сокровенные писания; посему и было написано о Ней: «Сия есть Книга запечатленная», и – «будет Дверь заключена, и никтоже пройдет Ею»39..

Но еще и по другой причине Дева является Госпожою по достоинству, именно – как владычествующая над всеми, как в девстве зачавшая и божественно родившая – по естеству Владыку всего мира. И еще – Она является Госпожою, не только как свободная от рабства и участница божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, и особенно в силу Своего неизреченного и радостного Рождения; ибо женщина обрученная мужу, больше является под господином, нежели госпожою, и особенно согласно многоболезненному и многопечальному рождению, по оному проклятию Евы: «В болезнях родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» (Быт.3:16); освобождая от этого проклятия человеческий род, Дева-Матерь вместо этого прияла чрез Ангела приветствие и благословение; ибо говорится, что: «вшед Ангел, рече, к Деве: радуйся Благодатная: Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» (Лк.1:28). Не как будущее предвещает Ей, говоря: «Господь – с Тобою», но возвещает Ей то, что он невидимое (для Нее) видел как уже совершающееся. И разумея Ее как сосредоточие божественных и человеческих дарований, и украшенную всеми благодатями Божественного Духа, он Ее поистине провозглашает «Благодатной». Увидев же, что Она как бы уже зачала Того, в Ком – Сокровища их всех, и предвидя, что это чревоношение Ея не связано с тягостями и рождение будет без болезней, Он приглашает Ее радоватися, и объявляет Ее единой Благословенной и Славной по справедливости среди жен: ибо не было иной женщины, хотя бы и прославленной, которая преизбыточеством славы настолько была бы славна, что равнялась бы Богородице Деве.

Но Дева, видя его и устрашившись, не был ли бы это какой обольстительный ангел, вводящий в заблуждение безрассудных, подобно тому как тот обманул Еву, приняла приветствия не без того, чтобы не исследовать его (ηνεξεταcτο_c), и еще не вполне понимая в чем Ея та близость к Богу, которую он Ей благовестил, смутилась, как написано, от слов его, со скрепленным сердцем, так сказать, и твердо держась девства. «И помышляше, каково будет целование сие» (Лк.1:29). Посему и Архангел тотчас же отстраняет, любезный Богу, страх Благодатной Девы, говоря Ей: «Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога» (Лк.1:30). Какова эта благодать? – Которая возможна только единому Могущему совершить невозможное, и которая только за Тобою сохранена прежде всех веков. Ибо – «се зачнеши во чреве»; услышав же о зачатии, – говорит он – отнюдь не предполагай, что девство Твое отменено, и потому не тревожься и не смущайся; ибо когда слова «се зачнеши», говорятся Деве, – он указал, – это означает, что зачатие будет рука об руку течь с девством.

Итак, «се зачнеши..., – говорит, – и родиши Сына» (Лк.1:31); ибо обладая тем, чем Ты обладаешь и при сохранении ненарушимого девства, Ты зачнешь и родишь Сына Вышняго. Ибо это и Исаия, предвидя за много лет до сего, предсказал: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис.7:14), и что: «Приступих к Пророчице» (Ис.8:3). Как Пророк приступил к Пророчице? – Так, как ныне Архангел приступил к Ней; ибо то, что ныне видел Архангел, это и тот Пророк предвидел и предсказал. Что же касается выражения: «Пророчица», – то это относится к Деве, потому что Она имела пророческий дар, что удостоверит всякого желающего Ея песнь Богу в Евангелии (Лк.1:46–55). Итак, приступил, говорится, Исаия к Пророчице, – в пророческом, конечно, духе, – и (Она) прият во чреве», и прежде чем наступили, избежала родительных болезней, и родила Сына. Архангел же ныне говорит Ей: «Родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус (что в переводе означает – «Спаситель»), Сей будет велий». А Исаия опять сказал бы так: «Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века». Сему согласует ныне и Архангел, говоря: «Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется».

Почему же он не сказал: «есть велий и Сын Вышняго», но – «будет» и "назовется»? – Потому, что он говорит только о человеческой природе Христа, а вместе и являя, что Он будет познан всеми и будет всем провозглашен, как Таковой; как и Павел имел позднее сказать: «Бог явися во плоти, проповедан бысть во языцех, веровася в мире» (Тим.3:16). Но Ангел прибавляет, говоря: «Даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца»; а Тот, Чье царство, сущее во веки, не имеет конца, – Тот есть Бог. Но Он имеет отцом и Давида; это значит, что Он есть также и Человек. Таким образом, Имеющий родиться есть Бог и вместе – Человек, Сын Человеческий и Сын Божий, принимающий, как Человек, от Бога и Отца несменяемое царство, как это видел и предвозвестил Даниил, говоря: «Зрях, Дóндеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе... и се на облацех небесных, яко Сын Человечь, идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь, и царство Его царство вечное, и иным царем не воспримется» (Дан.7:9, 3 и сл.40).

Воссядет же на престоле Давида и воцарится над домом Иакова: потому что Иаков, воистину, является Патриархом всех благочестивых, а Давид, первый из всех царей, благочестиво и богоугодно царствовал во образ Христа, Который патриаршее и царское служение сочетал в одно небесное начало Благодатная же Дева, когда услышала эти необыкновенные и божественные слова к Ней Архангела: «Господь с Тобою» и «се зачнеши и родиши Сына», царствующего во веки – Сына Вышняго, – сказала: «Како будет сие, идеже мужа не знаю». Ибо хотя и весьма духовное и высшее телесных страстей ты Мне приносишь Благовещение, однако, ты Мне возвещаешь зачатие, и чревоношение и рождение, которые следуют в соответствии с зачатием; но как же это будет Мне, когда Я мужа не знаю», – говорит Она. Говорит же это Дева отнюдь не потому, что не верила бы словам Архангела, но из желания узнать по возможности, как это произойдет. Почему и Архангел возвещает Ей: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя: темже и Раждаемое свято наречется Сын Божий»; ибо Ты воистину свята еси и благодатна, Дево, – говорит, – Дух же Святый, в Свою очередь, сойдет на Тебя, чрез более возвышенное прибавление освящения, устрояя и предуготовляя в Тебе Божие действие, и сила Вышняго осенит Тебя, подкрепляя Тебя и вместе – осенением и соприкосновением сама в Тебе создавая человеческое естество, так чтобы Раждаемое было Свято, Сын Божий, Сила Вышняго, восприявшая форму человека; вот, и Елисавета, родственница Твоя, будучи неплодной в течение всей жизни, ныне в старости, по воле Божией, чудесно чревоносит, ибо у Бога не останется бессильно никакое слово. Как же в ответ на это поступила благодатная Дева и Дух Ея божественный и несравненный? – В Свою очередь, Она прибегает к Богу и простирается в молитве к Нему, говоря Архангелу: если Дух Святый, как ты говоришь, найдет на Меня, еще более очищающий и укрепляющий Мое естество для того, чтобы Я могла принять Спасительный Плод; если сила Вышняго осенит Меня, формируя во Мне по-человеку Того, Кто – Сущий Бог, и создавая безсеменное рождение; если Рождаемое – Свято и Сын Божий, и Бог и Царь вечный, ибо у Бога не останется бессильным ни одно слово, – то – «Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему». И отошел от Нее Ангел, оставив во чреве Ея сочетавшегося с плотию, Творца всего, и чрез таковое сочетание (с плотию), Которому Она послужила, даровавшего миру спасение. И Исаия также, чрез то, что видел и блаженно был удостоен испытать, ясно предначертал это: ибо он видел, что не непосредственно Серафим взял уголь с небесного, мысленного жертвенника, но при помощи клещей Серафим взял его и при помощи их дотронулся до губ Пророка, подая ему очищение. То же самое, что и оное великое видение клещей, заключало в себе и то, что Моисей видел, именно – купину, огнем жегомую и несгорающую. Кто же не ведает, что Сия Дева – Матерь является и Купиною и Клещами, в Себе Божественный Огонь неопально приявшая зачатием, при служении Архангела, сочетавшего чрез Нее Отстранителя греха мира с человеческим родом, и чрез неизреченное сие сочетание нас полностью очистившего?41. Итак, Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога, познают и Ее – как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она – Причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных. Она – Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она – Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она – Начало и Источник и Корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее – Иисуса Христа Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Григорий Палама

* * *

37PG.151:165–177. Homilia XIV. In Annuntiationem immculatae Dominae nostrae Deiparae semperque Virginis Mariae.

38Лат. перев. прибавляет: «никогда не имеющего быть нарушенным'_

39Иез.44:2: «Сия врата заключенна будут и не отверзутся и никтоже про́йдет ими'_

40Св. Григорий Палама цитирует по одному из разночтений, которое нам неизвестно.

Просмотров: 106 | Добавил: Solomon | Теги: Григорий Палама, Благовещение Пресвятыя Владычицы на